Введение

Человеческие потребности и теория ценностей

План

1. Аксиология. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и цель. Исходные детерминанты многообразия ценностей.

2. Ценности социальных групп – правовые, политические, религиозные. Эстетические и нравственные ценности индивидуального субъекта. Два уровня нравственных ценностей – межличностный и личностно-коллективный.

3. Иерархия ценностей в социокультурном пространстве. Диалектика социализации, культурации и самоопределения индивида.

Ценности - это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека.

Как и потребности ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. Любой индивид имеет свою систему ценностей – т.е. представление о значении для него этих явлений и предметов. Системы ценностей постепенно изменяются в ходе исторического развития общества. Ценности как и потребности, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. Общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей, поэтому все что позволяет эти потребности удовлетворять причем социально одобряемым путем всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций, и других факторов.

Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов но и у представителей разных классов социальных слоев.

Представление о ценностях оказывают мощное воздействие на мир потребностей, а через него - на складывающуюся в обществе сферу услуг. Механизм этого воздействия можно свести к пяти основным составляющим:

1. Формирование потребностей на основе ценностей.Ненасущные потребности сильно зависят от ценностей ориентации отдельного индивида и общества в целом.

2. Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценности.Система ценностей ориентирует личность на ту или иную стратегию жизненного поведения.

3.На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения, их градация по уровню значимости. Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса.

4.На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре.