Информационные потребности. Рекреационные потребности человека.
К социальным потребностям в широком смысле относятся общественные потребности, связанные с повседневной жизнью и отношениями людей. В каждом конкретном случае они могут быть различными и часто проявляются в комплексе с другими потребностями.
Психические потребности обусловливаются внутренними факторами социального взаимодействия и направлены на поддержание душевного комфорта, снижение чувства неудовлетворенности индивида. Среди прочих к ним относятся так называемые рекреационные – потребности в отдыхе и развлекательные потребности.
Интеллектуальные потребности, инициируемые тягой человека к познанию внешнего и внутреннего мира с помощью разума. Их можно разделить на две разновидности: информационные и образовательные.
Потребности в информации разноаспектны: бытовая информация, профессиональная информация, социально-культурная информация и т.п. К определяющим информационные потребности факторам следует отнести: характер и направленность информационных ресурсов, их доступность, средства информационного обеспечения.
Образовательные потребности обусловлены необходимостью приобретения определенных знаний, умений и навыков для профессиональной самодостаточности, а также совершенствования и всестороннего развития личности. Данная разновидность интеллектуальных потребностей наиболее успешно формируема и развивается, в частности, за счет природной любознательности. В этой связи обратим внимание на взаимосвязь и совместимость образовательных и информационных потребностей. К определяющим образовательные потребности факторам можно отнести: физическое и умственное развитие личности, уровень образования, профессию, материальные возможности, мотивацию к получению знаний и др. Уместно отметить тесную связь образовательных потребностей с социальными.
Что касается духовных потребностей, то они определяются стремлением людей к познанию духовных сторон жизни и самосовершенствованию личности. В основе формирования такого вида (группы) потребностей – стремление личности повышать свои моральные, нравственные и этические свойства.
Потребности - это выражения условий материальной жизни. Бывают абсолютные потребности - связаны с желанием обладать товаром, услугами; не ограничены уровнем дохода, возможностями производства. Действительные потребности - формируются в рамках достигнутого производства; не ограничны платежеспособностью, носят конкретный характер. Направлены на определенные предметы и услуги.
Платежеспособные потребности определяются уровнем дохода потребителя. Социологическая структура изучения рекреационных потребностей - рассматривает историческую, социальную, психологическую категорию. Понятие цензной ориентации - характеризует те ценности, которые свойственны отдельно взятой группе или личности. Цензная ориентация зависит от культуры развития личности, социального уровня, образовательного ценза, уровня доходов и т.д.
Туристская деятельность направлена на предложение возможности туристами использовать свободное время, отдых, каникулы. Сам турист является активным или пассивным субъектом этой деятельности. Туристская деятельность с течением времени видоизменилась от традиционных видов, связанных с культурой, спортом, морскими путешествиями, до новейших - спортивный, приключения, речной, сельский туризм и т.д.
В настоящее время туристскую деятельность можно квалифицировать как:
1) Культурную деятельность: посещение музеев, архитектурных памятников и т.п.
2) Артистическую деятельность, музыкальную, проведение различных фестивалей и т.п.
3) Спортивную деятельность: практикование традиционных видов спорта - рыбалка, охота, плавание, или новых видов - автогонки, "рафтинг" и др.
4) Приключенческую деятельность - треккинг, сафари ...
5) Экскурсионную деятельность и контакты с природой: сельский и зеленый туризм, бальнеологические занятия.
6) Коммерческую деятельность и проведение конгрессов: деловой туризм, посещение ярмарок, коомерческих салонов, участие в конгрессах6 семинарах или симпозиумах.