Профилактика и устранение выгорания

Первичная профилактика:

1. улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);

2. обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;

3. умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;

4. наличие хобби (спорт, культура, природа);

5. попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;

6. фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).

 

Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистично и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками.

 

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:

1. создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);

2. признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);

3. обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания).

 

Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.

 

Личностно-ориентированные стратегии:

1. выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;

2. проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы);

3. регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг.

 

При терапии уже развившегося синдрома выгорания можно использовать следующие подходы:

фармакологическое лечение согласно симптомам:

психотерапия;

реорганизация рабочего окружения;

комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

 

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации. У врачей:

- определенный профессиональный жаргон, вытекающий из отношения к пациенту как к носителю болезни, тождественному ей («посмотрите, какая интересная шизофрения», «очень своеобразный случай, такого суицида у нас еще не было»);

- ведение диалога с больными и их родственниками с трудно скрываемым раздражением, демонстрация собственной значимости и занятости («у меня большой прием, поэтому выражайтесь яснее», «я вам выписываю рецепт, и можете идти» и т.п.)

- «награждение» пациентов обидными прозвищами («эти тупые призывники», «этот слабоумный старик» и т.д.)

 

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

 

Один из способов систематизации проявлений деформации личности:

Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

 

Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

 

Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.