ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНОЧНОЙ (ОБМЕНИВАЮЩЕЙ) ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.
Направленность личности, мотивация и мотивы
Характеристика индивида, личности, индивидуальности.
Каждый человек может рассматриваться, прежде всего, как индивид (от лат. Individuum - неделимое), т.е. как:
1) единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);
2) отдельный представитель человеческой общности; социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида:
— целостность психофизической организации;
— устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;
— активность.
Целостность указывает на системный характер связей между многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида.
Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.
Активность индивида обеспечивает ему способность к самоизменению.
Слово «личность» (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали на себя актеры в древнегреческой драме. Скоморохи в XVII в. надевали маску, «накладную харю», личину, и историческое понятие личность восходит к этому корню.
Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Однако личность — это отнюдь не маска, а как раз то, что скрывается под маской.
Человек исполняет множество ролей, подчиняется множеству «ролевых» предписаний. В поликлинике он «больной», в театре — «зритель», на службе — «начальник» или «подчиненный», в семье «отец», «муж», «сын» и т.д. Примеряясь к тому, что от него ожидают, отвечая на «ролевые ожидания», человек едва успевает сменять маски, переходя, к примеру, от сыновней почтительности к отцовской строгости. Но личность к роли не сводится. Подобно тому как актер остается самим собой, играя злодея или благородного героя, личность — это носитель роли, но не совокупность этих ролей, хотя привычное исполнение какой-либо роли накладывает отпечаток на личность человека.
Соответствие социальным ожиданиям — это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности. «Роль» — характеристика поведения человека, его соответствие социально одобряемому образу.
Роль— это социальная функция личности, способ поведения, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормам и зависящий от статуса (позиции) в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли в социальную психологию ввел Д. Мид.
Индивидуальное исполнение человеком ролей имеет определенную «личностную окраску», зависящую от его знаний, Умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Диапазон и количество ролей, которые исполняет каждый человек, определяется многообразием социальных групп, в которые человек включен, многообразием его видов деятельности и отношений.
Различают:
1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе социальных отношений;
2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, клоун и т.д.).
Кроме того, классифицируя роли, их подразделяют на:
1) активные, т.е. исполняемые в данный момент;
2) латентные — не проявляющиеся в данной ситуации.
Также различают:
1) роли институализированные (официальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую субъект входит;
2) роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
В процессе общения часто формируются ролевые треугольники, человек становится исполнителем роли либо преследователя, либо жертвы, либо спасителя.
Понятие «личность» предполагает наличие внутренней позиции по отношению к той роли, которую человек выполняет, соответствуя социальным ожиданиям. Личность — понятие более богатое, чем функциональная роль.
Индивид — «это всегда один из многих», он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию.
В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно очень бедно, в этом понятии не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.
Под личностью подразумевается прежде всего индивидуальность человека, но не биологическая, а социальная.
Итак, личность— это:
1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Можно было бы сказать, что личность — это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных данных, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью — это его социальная самобытность.
В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
Согласно психологическим воззрениям индивидуальность — это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида. Индивидуальность выражает самобытность индивида, его уникальную неповторимость.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств, процессов восприятия, интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность появления индивидуальности.
Индивидуальность, проявляемая в физических и физиологических свойствах и качествах, имеет биологическую природу и основана на генетическом коде, который передается по наследству от родителей. Психическая и социальная индивидуальность не заложена в генах, хотя и имеет в них определенные предпосылки, задатки, возможности. Психосоциальная индивидуальность складывается в процессе воспитания, образования и развития индивида. Процесс этот называется индивидуализацией и осуществляется он в противоречивом единстве с процессом социализации. Если индивидуализация – это процесс становления и совершенствования индивидуальности, то социализация – это процесс конкретно-исторического формирования и развития психосоциальных свойств и качеств индивида, благодаря которым он становится активным членом общества. Содержание процесса социализации заключается в том, что, с одной стороны, общество передает индивиду социально – исторический опыт, накопленные знания, культуру, правила и нормы поведения, ценностные ориентации и т.п., а с другой – все это так или иначе, в той или иной мере усваивает индивид.
Индивидуализация тесно связана с приобретением индивидом специфических свойств, качеств, признаков, форм деятельности, способов самопроявления. Чем специфичнее индивид в своих свойствах и качествах, тем больше у него возможностей для реализации собственной индивидуальности.
В качестве индивидуальности человек получает возможность выразить свою самостоятельность, развить свои задатки и способности, утвердить себя в обществе. Человек строит свою индивидуальность для себя, но вместе с тем и для других людей.
Так как человек формируется в конкретном социальном пространстве и в конкретное время в процессе воспитания и практической деятельности, то личность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных фактов.
Человек рождается не личностью, а биологической индивидуальностью. Личностью же он становится. Биологически (анатомо-физиологически) человек не предопределен к социальным свойствам и качествам. Он не предназначен даже к такому человеческому, биологическому качеству как прямохождение. Этому его приходится учить. Предоставленный самому себе организм ребенка так и остался бы чисто биологическим организмом – животным. И это подтверждается фактами попадания детей в сообщество животных (например, волков). Такие дети превращаются в животных. И даже когда возвращаются в общество, полноценными людьми так и не становятся.
Ребенка в процессе развития принуждают встать на задние конечности не потому, что две конечности лучше приспособлены для передвижения, а потому, чтобы освободить его передние конечности для функций, навязываемых чисто человеческим существованием, культурой, формами предметов, созданных человеком для человека и необходимостью пользоваться ими. По мере того, как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами общественной действительности.
Личность возникает тогда, когда индивид начинает осуществлять внешнюю деятельность по правилам, заданным ему извне – обществом, культурой. В свою очередь внешняя деятельность так или иначе связана с другими людьми: либо непосредственно, либо опосредованно (через вещи, правила и нормы поведения). Поэтому возникновение и существование личности предполагает реальное взаимодействие по меньшей мере двух индивидов связанных между собой через вещи и вещественно-телесные действия с ними.
Личность имеет сложную структуру. Возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и важные различия.
Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид.
Выдающиеся личности наглядно демонстрируют важную сторону любой личности. Эта сторона касается активности самого индивида в процессе формирования и развития личности. Хотя личность и формируется под влиянием внешних воздействий на нее (вещей, других людей, условий жизни и т.д.), но она не является результатом прямого наслаивания внешних воздействий. Индивид не пассивно, воспринимает внешние воздействия, а преобразует их в процессе своей деятельности. Поэтому, с одной стороны, человек становится личностью под влиянием внешних воздействий, а с другой стороны, сам делает себя личностью, утверждает себя как определенную личность. В любом своем действии (от повседневного поведения до героического поступка на поле боя) индивид передает окружающим частичку себя, утверждает ее как самобытная личность.
В своих действиях индивид сознательно или бессознательно считается с чертами своего организма и своей психики, так же, как он считается с внешними условиями и имеющимися у него средствами деятельности. Но, как показывают психологические исследования, не только эти факторы определяют личность. Существенным фактором в формировании личности выступает и сознание индивида, его желания, ориентации, установки, убеждения. Деятельность индивида и его формирование как личности начинается с того, что он действует ради того, чтобы поддержать свое существование. Но с возникновением личности (с определением его человеческой сущности) происходит переворот в побудителях деятельности. Индивид поддерживает свое существование не ради существования (как у животных), а ради развития и реализации своей личности (своей сущности), ради осуществления своего человеческого назначения (Подробнее об этом см.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политизат,1975.- С.225-226).
Поскольку личность представляет собой единство индивидуальности и социальности, единичного и общего, поэтому можно выделять в ней не только специфические, но и типические черты. В наиболее общем плане выделяют несколько социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип - “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и менеджеры и т.д. Главное для таких личностей – практическое преобразование природного или социального мира, изменение других людей и самого себя. Они “горят” на работе и находят в этом высшее удовлетворение, даже если плоды их деятельности весьма скромны.
Второй тип – “мыслители”. Это люди, которые глубоко осмысливают реальность, жизнь человеческую и поэтому слывут мудрецами. Они выступают “маяками” человечества, за что их часто обожествляют или объявляют пророками (правда, чаще после их смерти).
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют несправедливости общественного устройства, трагизм переломных этапов в развитии общества. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Так, поэт А. Белый еще в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а другой поэт А. Блок слышал “музыку” революции задолго до ее начала.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей. Милосердие и сострадание к другим людям они делают целью и смыслом своей жизни. К наиболее выдающимся из них можно отнести А. Швейцера, Мартина Лютера Кинга, Мать Терезу и других.
Выделенные четыре типа личности распространяются в определенной мере на всех людей. Каждого индивида можно отнести по преимуществу к тому или иному типу личности, либо к различным их сочетаниям.
Выделяются и менее общие типы личностей по самым различным признакам, по которым люди разделяются на всевозможные социальные группы. При этом каждый индивид будет сочетать в себе разные типы, ибо он входит не в одну, а в ряд малых и больших социальных групп. Например, индивид Смирнов, будучи любимым сыном, студентом, хорошим другом, любителем легкой музыки, русским, входит в соответствующие социальные группы. И относится, таким образом, к определенным данным и группам и типам личностей. В совокупности они характеризуют индивида как активного участника общественной жизни.
Социальный субъект.Социальный субъект своей активностью приспосабливает социальные структуры к своим интересам, вступает с ними в компромиссные отношения, делает им вызов, т.е. активно взаимодействует с социально-культурными факторами.
Человек силой своего разума создал материальный мир, реальность которого превосходит многие образы волшебных сказок и утопий. Но, создавая все новые материальные блага, человек потерял из виду свою главную цель — самого себя. Сегодня мы далеко не всегда знаем ответы на вопросы: Что такое человек? Как он должен жить? Как направить его разум и чувства на развитие самого себя и окружающих его людей и природу? Могущество машин, материальный успех, харизма лидеров и т.п. становятся порой источником норм и ценностных суждений человека.
Для того чтобы узнать, что хорошо или плохо для человека, надо знать его природу. Личность нельзя понять, если не рассматривать ее в целостности, включая и потребность поиска ответа на вопрос о смысле существования человека, поиска норм, в согласии с которыми ему надлежит жить, т.е. необходимо рассматривать человека в его телесно-духовной целостности. Данный подход предполагает уверенность в том, что цель человека — быть самим собой, а условие ее достижения — быть человеком для себя. Следовательно, источники норм этического поведения следует искать в самой человеческой природе. Исходя из этого вещь (или услуга) может быть хорошей (полезной), если она хороша для человека, ею пользующегося. Имеется в виду при этом, что критерием оценки является благополучие данного человека. Добродетель каждого человека состоит в его уникальной индивидуальности, а ценностные суждения основаны на особенностях существования человека и значимы лишь в контексте его существования.
Признание того, что благо есть то, что хорошо для человека, вовсе не предполагает его эгоизма, так как в данном случае человек обретает себя, свое благополучие только в родстве и солидарности с другими людьми (если благо одного человека зло для другого — благополучия быть не может). Человек способен формировать верные нормативные принципы и нормы поведения. Конечно, человек может адаптироваться к неудовлетворительным условиям существования и в процессе адаптации выработать определенные эмоциональные и ментальные реакции, но он не может изменить свою собственную природу. Под влиянием реакций, возникающих в ходе приспособления, человек в конце концов изменит сами условия той или иной культурной среды.
Человеческая эволюция обусловлена, с одной стороны, его адаптируемостью, а с другой — определенными неразрушимыми свойствами природы человека. Последние заставляют его никогда не прекращать поиска условий, более соответствующих его внутренним потребностям.
Любой человек — это не обособленный индивид, а взаимодействующий с другими людьми, с природой, с самим собой.
Проблема личностив философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и истории. Личность при этом рассматривается как индивидуальное выражение и как субъект общественных отношений и общения и деятельности. Качество общественных отношений и общение оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, на ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность.
Деятельность — это основа, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто участвуют в состязаниях». Деятельностный подход к анализу общественных структур выдвигает на первый план проблемы человека, его потребностей.
Социально-деятельная сущность человека формируется прежде всего в процессе социализации индивида. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человека), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).
Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. А.Н. Леонтьев писал, что «личностью не родятся, личностью становятся» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176). Так как социализация — это процесс динамический, то личность — это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле, его поступки запрограммированы, не остается места свободе выбора.
Лишение индивида общения и возможности выбора также отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний, и это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности. Но еще более отрицательное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей.
Человек, лишенный собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность. Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют разум, воля и, следовательно, свобода действий, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по сути, не их поступки.
Мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущностии обусловленных ею поступков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включаются направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрения, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным, миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом аспекте она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы творчества и добра. При этом личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плод своей деятельности и после своей биологической смерти.
Во взаимодействии человека с природой, самим собой, другими людьми проявляется та или иная поведенческая ориентация человека. Э. Фромм выделяет следующие типы ориентации: рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыночную, плодотворную.
Каждая из них отражает особенности конституции каждого индивида. В рамках изучаемой дисциплины нас интересует рыночная ориентация личности человека.
В завершение темы хотелось бы еще раз уточнить понятия «индивид» и «личность». Если попытаться представить себе четкие границы этих понятий, то окажется, что понятие «индивид» шире понятия «личность», оно будет как бы родом, а «личность» — его видом. Человека, в свою очередь, можно рассматривать в двух аспектах, соответствующих этим двум понятиям, с одной стороны, человек является индивидом, подобным всем остальным, с другой — личностью, индивидуальностью.
Бердяев отличал личность от индивида, рассматривая ее как духовную сущность и качество человека. «Как образ и подобие Бога, — пишет он, — человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то...».
Однако трудно согласиться с антропологическим дуализмом, который пытается утвердить Бердяев и который приводит его к отрицанию социальной обусловленности личности.
Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела, и, видимо, не случайно, но даже в Священном Писании говорится о воздании «каждому по делам его». И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть свободной личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. И если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно необходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность в не меньшей, а в большей степени является атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.
Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества, постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и ответственность ее перед собой и людьми.
Характеристикой современной социальной среды служит рынок. Рыночное превосходство меновой ценности над полезностью распространяется и на человеческие взаимоотношения. Человек начинает воспринимать себя как товар, а собственную ценность (полезность) ощущает через меновую, так как его материальный успех (материальное благополучие) во многом зависит от признания его полезности (как личности) теми, кто платит за его услуги или нанимает на работу и платит заработную плату. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: ценностью является меновая ценность, для которой полезность есть хотя и необходимое, но недостаточное условие. Успех зависит в основном от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка»... Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает.
Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Необходима способность вступать в состязание со многими другими. Данное обстоятельство формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Он начинает воспринимать себя и как товар, и как его продавца одновременно. В определенной мере справедливо замечание о том, что человек заботится не столько о себе, о своей жизни, сколько о том, чтобы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару человек должен быть «в моде» на личностном рынке, а чтобы «быть в моде», он должен знать, какой вид (тип) личности пользуется повышенным спросом. Подобные знания человек получает в процессе первичной социализации, затем вторичной, далее в определенные периоды своей жизни — в процессе подготовительной и повторной социализации, когда весьма существенно меняются условия внешней социальной среды (в данном случае — рыночной). Огромную роль в данном процессе играет и реклама. В то же время рынок порождает и своеобразное товарищество: каждый вовлечен в одну и ту же конкретную борьбу, встречается с одними и теми же требованиями рынка. Рыночные ценности акцентируют заботу каждого о себе, предполагают собственную инициативу и ответственность за сделанные выборы. В этих условиях каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение ее посредством активной собственной деятельности. И в этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности.
Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плюсы и минусы, представленные ниже (по Э. Фромму) в табл. 1.
Рыночная ориентация, следовательно, основывается на отдаленности от других людей, по отдаленности, проявляющейся в дружеской форме. Она предполагает легкость контактов, поверхностность связей; отдаленность же от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере. Чем полнее индивид реализует свои возможности, тем больше положительных сторон проявляется в его рыночной ориентации.
Если учесть все вышерассмотренное, то будущий специалист сервисных сфер деятельности должен понять, что без знаний основ сервисологии — науки о природе, принципах и методах индивидуального обслуживания населения, учитывающих индивидуальность человека как целостной личности, его потребности, интересы и ценностные ориентации, психологическое своеобразие и жизненный стиль, без понимания личностных особенностей человека, формирующегося в современных рыночных условиях, невозможно быть успешным профессионалом.
Таблица 1