Маркетинговые возможности банка
Содержание и функции банковского маркетинга
Банковский маркетинг – рыночная концепция управления деятельностью банка, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных потребностей клиентов банка и возможностей их удовлетворения, ориентацию на потребности клиентов при разработке новых услуг и сроков их предоставления с обеспечением высокого качества услуг.
Банковский маркетинг имеет свою специфику, связанную с особенностями понятий банковского продукта и банковской услуги.
Банковская услуга – это деятельность банка, осуществляемая по поручению и в интересах клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, покупке и хранении ценных бумаг, покупке и продаже валюты и другие).
Банковский продукт всегда имеет материальное воплощение (банковские облигации, сертификаты, векселя, чеки, карточки и другие).
Цели банковского маркетинга:
- расширение клиентской базы, состава, качества и объемов услуг;
- формирование и стимулирование спроса на банковские продукты и услуги;
- разработка эффективных маркетинговых стратегий по завоеванию рынков;
- увеличение чистой прибыли банка.
Функции маркетинга в банке:
- анализ окружающей среды;
- сбор информации о рынках капитала и его сегментах;
- изучение и планирование продуктового ряда;
- управление ценами на банковские продукты и услуги;
- управление сбытом банковских продуктов и услуг;
- управление потребительским спросом на банковские продукты;
- обеспечение социальной ответственности.
Маркетинг в банке может быть активным и пассивным.
К активному маркетингу относятся прямой маркетинг (реклама, телефон, телевидение, почта), опрос групп населения и личное общение с потенциальными клиентами, групповое интервью.
К пассивному маркетингу относят размещение в печати информации о деятельности банка, его финансовом состоянии, кредитном рейтинге, оказываемых услугах и выгодах от них.
Для успешного продвижения на рынок банковских продуктов банки имеют собственные службы маркетинга, системы сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.
Маркетинговые возможности банка – это возможности банка, используя которые он может добиться конкурентного преимущества. Маркетинговые возможности определяются на основе оценки рыночных возможностей банка (внешних возможностей) в сочетании с анализом внутренних возможностей.
Рыночные возможности банка зависят от уровня развития экономики страны, степени регулирования банков центральным банком, состояния законодательной базы, уровня инфляции, доходов населения, состояния конкурентов и других факторов.
Внутренние возможности банка зависят от уровня деятельности банка, перечня предоставляемых услуг, объема ресурсной базы, кадров, развития маркетинга и других факторов.
Основными направлениями маркетинга в банке должны являться:
- потребности и степень удовлетворения клиентов банка, обеспечивающих основную долю его ресурсов за счет остатков на счетах, вкладов, с выделением VIP-клиентов;
- клиентов банка, на которых приходится основной объем активных операций банка;
- конкурентов банка – как в области активных, так и пассивных операций.
Каждый банк стремится занять свою нишу на рынке. Задача маркетинга – определить ее наиболее оптимально.Рыночная ниша – это часть сегмента, в которой потребности потребителей банковских продуктов удовлетворяются конкурентами в недостаточной степени.
Основу банковского маркетинга составляет процесс взаимодействия работников банка с потенциальными клиентами по поводу комплексного их обслуживания и максимального удовлетворения их потребностей.
Комплекс банковского маркетинга – это система, сочетающая взаимодействие специфического банковского продукта, внутренней культуры, имиджа банка. Его возможностей и активного клиента для максимального удовлетворения его потребностей.