Этапы развития теории и практики менеджмента.
Содержание
МЕНЕДЖМЕНТ. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
Андруник А.П.
Ленточные сушилки
Применяют для сушки сыпучих, волокнистых и кусковых изделий и материалов.
Калорифера Сушильный
агент
Материал
Отвод
воздуха
Достоинства:
1) Возможность осуществления равномерного протекания процесса и регулирования температуры и скорости движения материала;
2) Широкая область применения и универсальность конструкции.
Недостатки:
1) Сложность конструкции;
2) Высокие капитальные вложения.
Основная учебно-методическая литература
1. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. Изд.2-е. В 2-х книгах. М: Химия, 1995.
2. Малахов Н.Н. Процессы и аппараты пищевых производств. В 2-х кн. Кн. 1: Учебник / Н.Н. Малахов, Ю.М. Плаксин, В.А. Ларин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орел: ОрелГТУ, 2003. -430 с.
3. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии. 3-е изд. М.: Химия, 1987.
4. Технологическое оборудование пищевых производств / Азаров Б.М., Аурих X., Кретов И.Т. и др. - М.: Агропромиздат 1988.-463 с.
5.Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию. - 2-е изд./Под ред. Ю.И.Дытнерского. М.: Химия, 1991.-494 с.
Учебное пособие
Пермь 2014
1. Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель»……….. | |
2. Этапы развития теории и практики менеджмента………………….. | |
3. Социальная ответственность предприятия…………………………. | |
4. Основные виды коммуникаций в управлении……………………… | |
5. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений……. | |
6. Функции менеджмента, их характеристика………………………… | |
7. Внутренняя и внешняя среда организации…………………………. | |
8. SWOT-анализ…………………………………………………………. | |
9.Организационные структуры: понятие и виды. | |
10. Функциональные и линейные организационные структуры управления…………………………………………………………………… | |
11. Матричные организационные структуры ………………………….. | |
12. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента……………………………………….. | |
13. Мотивация: теории мотивации…………………………………….... | |
14. Понятие руководства и лидерства…………………………………... | |
15. Формальные и неформальные организации………………………... | |
16. Типология видов власти и влияния…………………………………. | |
17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера………………….. | |
18. Факторы эффективности менеджмента……………………………... | |
19. Модели менеджмента………………………………………………… | |
20. Развитие управления в России………………………………………. | |
21. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное……………… |
1. Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель».
Термин «менеджмент» пришёл в Россию из Америки в 90 годы 20 века, в связи с переходом России к рыночным отношениям. Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое «манус» - рука, сила. В дословном переводе с английского «менеджмент» - это управление, организация, руководство, а с американского – «управленческая мысль».До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия «менеджмента» (многогранность деятельности.)
В упрощенном понимании менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей (Питер Друкер)
«Менеджмент» по-русски – управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Эта область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Таким образом обобщающим определением может быть следующее:
Менеджмент– это наука, практика и искусство эффективного управления самыми разнообразными организациями и сферами деловой жизни человека в условиях рынка.
Цель менеджмента как науки – разработка теории управления научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления.
Цель менеджмента как практики эффективного управления – достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности путем рациональной организации производственного или торгового процесса.
Менеджмент как искусства – свободное творчество, опирающееся на научный фундамент.
Говоря о «менеджменте» американцы всегда подразумевают фигуру «менеджера» - человека, субъекта управления.
Менеджер – это профессиональный управляющий, занимающий постоянную управленческую должность, наделенный полномочиями принимать решения по определенным вопросам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
В культуре развитых капиталистических стран понятие «менеджер» тесно связано с понятием «бизнес», «бизнесмен» (деятельность, направленная на получение прибыли), а так же «предпринимательство» и «предприниматель» (новое дело созданное по собственной инициативе на деньги с риском).
Управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы. Ф.Тейлор.
Управление –более широкое понятие, чем менеджмент. М– управление в условиях рынка.
Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединились для достижения общей цели, возникали отношения управления.(2 чел-ка, 1 всегда управляет). И хотя практика управления стара как мир, научное управление – сравнительно молодая наука.
По мнению теоретиков менеджмента в развитии теории и практики управления можно выделить 4 периода:
1 период– Древний период (6 т. л. до н. э.)
Наиболее длительный. Начинается с 9-6 тысячелетия до н.э. и длится примерно до 18 века. Прежде чем выделиться в науку, человечество накапливало опыт управления.
Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя. Целью руководителей этих организаций было: завоевание власти, обогащение, защита человеческого сообщества.
Древние Египтяне (6 т.л. до н.э.) признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.
В Вавилоне царь Хаммурапи применил письменные документы.
Сократ в эпоху античности дал характеристику менеджмента и проанализировал различные формы управления.
Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.
2 период – Индустриальный период (1770 г. - 1885 г.) –начало промышленной революции, образование крупных предприятий
Адам Смит описывает государственное управление. Он сделал анализ форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
В начале 19 века английский исследователь Р. Оуэн выдвинул идею достижения цели организации с помощью других людей; гуманизацию управления производством.
Американец Джозеф Вартон в 1881 г. разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.
3 период – Период систематизации (1885 г. – 1960 г.)
Зарождается научное управление. Создаются научные течения, «школы» в управлении, исследующие проблему эффективного управления.
Классическая школа (1885 г. – 1950 г.):
1)школа научного управления Ф. Тейлор (принципы научной организации труда)
2)школа административного управления А. Файоль (административные принципы управления)
В России в 1920 гг были созданы первые институты научной организации труда (Богданов, Гастев)
Неоклассическая школа (1930 г. – 1950 г. – н.вр.):
1)школа человеческих отношений М. Фоллет, Э. Мэйо.
2)Школа поведенческая А. Маслоу, Герцберг, Дуглас-Мак-Грегор
4 период – Информационный период (1960 г. – н.вр.).
Разрабатываются современные подходы к управлению организацией:
Количественный – для эффективного управления необходимо применять знания точных наук (математика, статистика. информатика)
Процессный – для эфф. упр-я выполнение универсальных функций.
Ситуационный – для эфф. упр-я необходимо выбрать способ управления, ориентируясь по ситуации.
Системный – для эфф. упр-я необходимо совершенствовать систему управления.
В наше время, 90 г., появились новые направления развития менеджмента:
1)Исследования, в области организационной культуры.
2)Исследования в области международного сотрудничества.
3)Концепции партисипативного управления. (совместное управление и распределение прибыли)
4)Модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством.
5)Внедрение гибкого производства.
6)Биотехнология и кибернетика.
Вывод:Менеджмент – молодая наука, ей чуть более 100 лет, она активно развивается, накапливаются новые знания, создаются новые подходы, появляются новые направления. Задача менеджера следить за развитием науки и использовать эти достижения в практике управления. Цель современной организации – управлять организацией системно и получать прибыль.
3. Социальная ответственность предприятия
Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»; «дело бизнеса – бизнес»;надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям:
- технические характеристики товара,
- объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда,
- нормы загрязнений,
- контроль заработной платы,
- обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма – «генератор богатства» общества, так как генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления: анализ целей, анализ ограничений, анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма. Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы, действующие в «поле» фирмы и их интересы: общество в целом, местная община, держатели акций, кредиторы, потребители, менеджеры, работники наемного труда. Интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, поэтому необходим анализ возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии.
Таким образом, можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию.
Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:
- осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной среде;
- расширять систему информации на социально-политическую область;
- учиться понимать политические процессы и политическое поведение;
- создавать инфраструктуру для политических действий;
- учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;
- соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.
На рис.1 представлены приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности
Рис.1. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности
Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в сообществе людей нормам, выражающимся в ожиданиях окружения. Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.
Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.
Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. В процессе управления менеджер должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному поведению.
1. Уверенность в том, что данная деятельность не выходит за границы этических и юридических норм.
2. Уверенность в соответствии данной деятельности интересам индивида или организации и в том, что от индивида ожидают именно подобных действий.
3. Уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена.
4. Уверенность в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно и даже благожелательно, защитит человека, который занимается такой деятельностью.
Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.
Из-за того, что этические нормы и нормы законодательства не всегда совпадают, целесообразно выделять юридическую и социальную ответственность. Юридическая ответственность напрямую связана с выполнением законодательства, тогда как социальная ответственность берется на себя организацией добровольно; нередко выражение «социальная ответственность» используется для обозначения тех обязательств, которые имеются у организации и ее членов сверх тех обязательств, которые они берут на себя в соответствии с законодательством.