Этапы развития теории и практики менеджмента.

Содержание

МЕНЕДЖМЕНТ. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Андруник А.П.

Ленточные сушилки

Применяют для сушки сыпучих, волокнистых и кусковых изделий и материалов.

 

Калорифера Сушильный

агент

Материал

Отвод

воздуха

Достоинства:

1) Возможность осуществления равномерного протекания процесса и регулирования температуры и скорости движения материала;

2) Широкая область применения и универсальность конструкции.

Недостатки:

1) Сложность конструкции;

2) Высокие капитальные вложения.

 

Основная учебно-методическая литература

1. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. Изд.2-е. В 2-х книгах. М: Химия, 1995.

2. Малахов Н.Н. Процессы и аппараты пищевых производств. В 2-х кн. Кн. 1: Учебник / Н.Н. Малахов, Ю.М. Плаксин, В.А. Ларин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орел: ОрелГТУ, 2003. -430 с.

3. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии. 3-е изд. М.: Химия, 1987.

4. Технологическое оборудование пищевых производств / Азаров Б.М., Аурих X., Кретов И.Т. и др. - М.: Агропромиздат 1988.-463 с.

5.Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию. - 2-е изд./Под ред. Ю.И.Дытнерского. М.: Химия, 1991.-494 с.

 

 

Учебное пособие

 

 

Пермь 2014

1. Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель»………..
2. Этапы развития теории и практики менеджмента…………………..
3. Социальная ответственность предприятия………………………….
4. Основные виды коммуникаций в управлении………………………
5. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений…….
6. Функции менеджмента, их характеристика…………………………
7. Внутренняя и внешняя среда организации………………………….
8. SWOT-анализ………………………………………………………….
9.Организационные структуры: понятие и виды.
10. Функциональные и линейные организационные структуры управления……………………………………………………………………  
11. Матричные организационные структуры …………………………..
12. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента………………………………………..  
13. Мотивация: теории мотивации……………………………………....
14. Понятие руководства и лидерства…………………………………...
15. Формальные и неформальные организации………………………...
16. Типология видов власти и влияния………………………………….
17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера…………………..
18. Факторы эффективности менеджмента……………………………...
19. Модели менеджмента…………………………………………………
20. Развитие управления в России……………………………………….
21. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное………………

1. Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель».

Термин «менеджмент» пришёл в Россию из Америки в 90 годы 20 века, в связи с переходом России к рыночным отношениям. Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое «манус» - рука, сила. В дословном переводе с английского «менеджмент» - это управление, организация, руководство, а с американского – «управленческая мысль».До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия «менеджмента» (многогранность деятельности.)

В упрощенном понимании менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей (Питер Друкер)

«Менеджмент» по-русски – управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Эта область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Таким образом обобщающим определением может быть следующее:

Менеджмент– это наука, практика и искусство эффективного управления самыми разнообразными организациями и сферами деловой жизни человека в условиях рынка.

Цель менеджмента как науки – разработка теории управления научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления.

Цель менеджмента как практики эффективного управления достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности путем рациональной организации производственного или торгового процесса.

Менеджмент как искусства – свободное творчество, опирающееся на научный фундамент.

Говоря о «менеджменте» американцы всегда подразумевают фигуру «менеджера» - человека, субъекта управления.

Менеджер – это профессиональный управляющий, занимающий постоянную управленческую должность, наделенный полномочиями принимать решения по определенным вопросам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

В культуре развитых капиталистических стран понятие «менеджер» тесно связано с понятием «бизнес», «бизнесмен» (деятельность, направленная на получение прибыли), а так же «предпринимательство» и «предприниматель» (новое дело созданное по собственной инициативе на деньги с риском).

Управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы. Ф.Тейлор.

Управление –более широкое понятие, чем менеджмент. М– управление в условиях рынка.


 

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединились для достижения общей цели, возникали отношения управления.(2 чел-ка, 1 всегда управляет). И хотя практика управления стара как мир, научное управление – сравнительно молодая наука.

По мнению теоретиков менеджмента в развитии теории и практики управления можно выделить 4 периода:

1 периодДревний период (6 т. л. до н. э.)

Наиболее длительный. Начинается с 9-6 тысячелетия до н.э. и длится примерно до 18 века. Прежде чем выделиться в науку, человечество накапливало опыт управления.

Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя. Целью руководителей этих организаций было: завоевание власти, обогащение, защита человеческого сообщества.

Древние Египтяне (6 т.л. до н.э.) признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.

В Вавилоне царь Хаммурапи применил письменные документы.

Сократ в эпоху античности дал характеристику менеджмента и проанализировал различные формы управления.

Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.

2 период – Индустриальный период (1770 г. - 1885 г.) –начало промышленной революции, образование крупных предприятий

Адам Смит описывает государственное управление. Он сделал анализ форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

В начале 19 века английский исследователь Р. Оуэн выдвинул идею достижения цели организации с помощью других людей; гуманизацию управления производством.

Американец Джозеф Вартон в 1881 г. разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.

3 период – Период систематизации (1885 г. – 1960 г.)

Зарождается научное управление. Создаются научные течения, «школы» в управлении, исследующие проблему эффективного управления.

Классическая школа (1885 г. – 1950 г.):

1)школа научного управления Ф. Тейлор (принципы научной организации труда)

2)школа административного управления А. Файоль (административные принципы управления)

В России в 1920 гг были созданы первые институты научной организации труда (Богданов, Гастев)

Неоклассическая школа (1930 г. – 1950 г. – н.вр.):

1)школа человеческих отношений М. Фоллет, Э. Мэйо.

2)Школа поведенческая А. Маслоу, Герцберг, Дуглас-Мак-Грегор

4 период – Информационный период (1960 г. – н.вр.).

Разрабатываются современные подходы к управлению организацией:

Количественный – для эффективного управления необходимо применять знания точных наук (математика, статистика. информатика)

Процессный – для эфф. упр-я выполнение универсальных функций.

Ситуационный – для эфф. упр-я необходимо выбрать способ управления, ориентируясь по ситуации.

Системный – для эфф. упр-я необходимо совершенствовать систему управления.

В наше время, 90 г., появились новые направления развития менеджмента:

1)Исследования, в области организационной культуры.

2)Исследования в области международного сотрудничества.

3)Концепции партисипативного управления. (совместное управление и распределение прибыли)

4)Модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством.

5)Внедрение гибкого производства.

6)Биотехнология и кибернетика.

Вывод:Менеджмент – молодая наука, ей чуть более 100 лет, она активно развивается, накапливаются новые знания, создаются новые подходы, появляются новые направления. Задача менеджера следить за развитием науки и использовать эти достижения в практике управления. Цель современной организации – управлять организацией системно и получать прибыль.

 

3. Социальная ответственность предприятия

Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.

До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»; «дело бизнеса – бизнес»;надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям:

- технические характеристики товара,

- объем производства, загрязнение среды);

- процессы производства (охрана труда,

- нормы загрязнений,

- контроль заработной платы,

- обеспечение занятости);

- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);

- прибыль (утаивание, распределение);

- доступ к ресурсам;

- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

В то же время фирма – «генератор богатства» общества, так как генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост.

Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления: анализ целей, анализ ограничений, анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма. Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы, действующие в «поле» фирмы и их интересы: общество в целом, местная община, держатели акций, кредиторы, потребители, менеджеры, работники наемного труда. Интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, поэтому необходим анализ возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии.

Таким образом, можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию.

Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:

- осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной среде;

- расширять систему информации на социально-политическую область;

- учиться понимать политические процессы и политическое поведение;

- создавать инфраструктуру для политических действий;

- учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;

- соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.

На рис.1 представлены приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

Рис.1. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в сообществе людей нормам, выражающимся в ожиданиях окружения. Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.

Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. В процессе управления менеджер должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному поведению.

1. Уверенность в том, что данная деятельность не выходит за границы этических и юридических норм.

2. Уверенность в соответствии данной деятельности интересам индивида или организации и в том, что от индивида ожидают именно подобных действий.

3. Уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена.

4. Уверенность в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно и даже благожелательно, защитит человека, который занимается такой деятельностью.

Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

Из-за того, что этические нормы и нормы законодательства не всегда совпадают, целесообразно выделять юридическую и социальную ответственность. Юридическая ответственность напрямую связана с выполнением законодательства, тогда как социальная ответственность берется на себя организацией добровольно; нередко выражение «социальная ответственность» используется для обозначения тех обязательств, которые имеются у организации и ее членов сверх тех обязательств, которые они берут на себя в соответствии с законодательством.