Метрология как наука, предмет и задачи метрологии.
Все это и определяет роль метрологии как научную основу измерений в жизни совр общества.
Научно-технич процесс (НТП) тесно связан с ростом требований к объему и качеству изм. От качества измерит информации зависит качество выпускаемой продукции, эффективность ее производства и использования.
В сфере практ деят-ти изм служат для обеспечения требуемого качества продукции, взаимозаменяемости деталей и узлов, управл технологич процессом, и автатизацией проз-ва, учета матер ресурсов, охраны здоровья и обеспеч безопасности труда.
Очень важную роль измерения играют в сфере научн деят-ти, где они явл-ся основным источником знаний и средством проверки научных гипотез.
Изм явл-ся одним из важнейших путей познания природы человека. Они дают количест хар-ку окруж мира, раскрывая человеку действующие в природе закономерности.
Нет ни одной области практ деят-ти человека, где можно можно обойтись без количест-х оценок объекта, получаемых с помощью измерений.
Роль и место метрологии в производстве и научных исследованиях.
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Первое время метрология представляла собой чисто опис науку о разл мерах и соотношениях между ними. Необх-ть исп мер появилась когда чел начал изготавливать орудия своего труда. Простейшими были естественные меры природного и антропологич хар-ра(шаг, ступня, палка).
Как наука стала форм-ся на рубеже 19-20в. Большую роль в этом сыграл Д.И.Менделеев, кот в 1893г. организовал главную палату мер и весов в России(теперь НИИ Менделеева).
Предмет изучения метрологии – измерения, причем только физ величин.
Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств
Важнейшая задача метрологии – обеспеч единства и требуемой точности изм.
Средства метрологии – как собств техн ср-ва исп-ые для изм физ величин, так и нормативные документы регламентирующие их рациональное использование.
Методологическая основа метрологии – теор вероятности и мат статистики на чем базируется теория неопред изм(погрешности).
На современном этапе 3 самост направления: теоретическая(фундаментальная), прикладная(практическая), законодательная метрология.
Классифицирующие "измерительные" понятия: близкий, холодный, длинный, старый неточны и неопределенны, хотя позволяют строить классификацию. Попытка классификационной дифференциации: горячий, теплый, холодный; более тонко: обжигающий, горячий, теплый, тепловатый, прохладный, холодный, ледяной играют роль кажущегося уменьшения неопределенности.
Топологические понятия: теплее, чем...; длиннее, чем ...; тверже, чем ...; позднее, чем…, старше, чем ...; позволяют сравнивать как минимум два объекта и располагать их определенном порядке. Применение топологических понятий – переходная ступень от классификационных к метрическим. Топологизация ("выполнение условий упорядочения") – необходимое условие существования любого метрического понятия.
Метрические понятия не только выражают количественную характеристику объекта, но и содержат "точные" количественные определения.
Переход от классифицирующих понятий к метрическим следует четко отличать от попытки (пусть более или менее удачной) количественной оценки какого-либо качественного понятия (балльная оценка мастерства, успех театральной постановки по числу повторения спектаклей или установление соотношения между качественным и квантифицируемым понятиями, например, страх – уровень адреналина в крови).
Объективный переход от классифицирующих понятий к метрическим, реализующийся в случае необходимости изучения объектов, не следует истолковывать ни как сведение качеств к количествам, ни тем более как игнорирование качественных аспектов реальности. Всякое метрическое понятие обязательно включает в себя свое качественное определение.