Базисные элементы налоговой системы в РФ

Раздел 5. Основы налогообложения и бухгалтерского учета.

 

Налоги — неотъемлемый элемент государства, основная форма его доходов, как в прошлом, так и в современных условиях рыночных отношений. Еще со времени своего возникновения государство формирует единый централизованный фонд удовлетворения общественных потребностей, предоставляя своим гражданам в обмен на налоги «общественные товары» и услуги бюджетной сферы (оборону, правоохранительную систему, государственное управление и т.д.). Изъятие государством в пользу общества определенной части производимого общественного продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов.Поэтому давно уже существует афоризм: «Платить налоги и умереть должен каждый».

Знание законодательства о налогах необходимо каждому предпринимателю с начала его деятельности: какие налоги платить, сколько и когда. В России знание налогового законодательства осложняется действием множества разнообразных налогов, постоянным их изменением и порой сложностью расчетов. Налоговая система РФ представлена Налоговым кодексом РФ, который определяет общие принципы построения и перечень налогов, сборов и других платежей в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Выделяют принципы налогообложения предпринимателей. Принципы налогообложения - это основополагающие, фундаментальные начала и идеи, положения и правила, определяющие сущность налоговой системы Российской Федерации. Данные принципы имеют общеобязательное значение, образуют своего рода несущую конструкцию становления и развития российской системы налогообложения и налогового правоприменения.

Следует учитывать, что принципы налогообложения предпринимателя равнозначны (идентичны) общим (универсальным) принципам налогообложения, закрепленным в Налоговом кодексе и единым на всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации принципы налогообложения устанавливаются федеральным законодателем и не могут произвольно изменяться (или дополняться) законами субъектов Российской Федерации. Принципы налогообложения предпринимателя выражают основную сущность норм предпринимательского права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом можно отметить, что впервые они были сформулированы еще А. Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1) принципхозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности, как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2) принципсправедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;

3) принципопределенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику. Как писал А. Смит «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения;

4) принципудобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5) принципэкономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Предложенные А. Смитом принципы сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества эта система претерпела определенные изменения. В настоящее время из перечисленных реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1) принцип справедливости, согласно которому каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Налоги должны быть справедливыми - «с каждого налогоплательщика по его возможностям»;

2) принципэкономической обоснованности налогообложения, соразмерностиналогов, баланса интересов отдельных лиц налогоплательщиков и общества в целом. Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы. Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Эта оптимальность может быть проиллюстрирована кривой Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Данный принцип является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. По словам русского экономиста Н. И. Тургенева (1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей... Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты».

Примером реализации данного принципа на современном этапе можно назвать - упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в РФ, в котором предусматривается замена множества налогов одним.

Другим проявлением этого принципа является информированность иопределенность налоговой обязанности. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее.

4) принцип экономичности (эффективности)налоговой системы. Помимо определенных выше принципов, называют также следующие:

5)принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, но ограничение законное, т. е. основанное на законе. НК РФ указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

6)принцип всеобщности и равенства налогообложения. В соответствии с этим принципом каждыйчлен общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу.Предприниматели уплачивают налоги независимо от форм собственности, национальных и политических особенностей субъектов, организационно-правовых форм предпринимательства, их местонахождения, социальных и других различий.

7)принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.Принцип единства системы налогов и сборовозначает унификацию системыналогообложения.

8) принцип простоты и гибкости налогообложения. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и
удобными для налогоплательщиков, экономичными для учреждений,
собирающих налоги. При этом система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

9) принципы гласности, открытости и прозрачности налоговой системы государства, наличие механизмов общественного контроля за движением налоговых средств, поступивших от налогоплательщиков (предпринимателей) и ответственности за злоупотребления в этой сфере;

10) принцип правоты налогоплательщика (предпринимателя) - служит важнейшей гарантией защиты прав и законных имущественных интересов налогоплательщиков (предпринимателей) от чрезмерных притязаний со стороны российского государства. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах означает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Разработаны четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налогообложение предпринимателя выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется назначение указанных налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему налогообложения предпринимателя, которая в РФ претерпела определенные изменения в силу нестабильности экономического развития, а также несовершенства первоначальных разработок. При некоторых своих недочетах российская налоговая система отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников налоговых отношений. Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обязательные взносы в бюджеты разного уровня пли во внебюджетные фонды, которые осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Эти взносы выполняют следующие функции.

Фискальная функция налогов заключается в их использовании для нужд государства – содержания армии, аппарата государственного и местного управления, здравоохранения, образования, культуры и т.д. Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны). Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Выделяют также воспроизводственную функциюналогов, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняют отчисления предпринимателей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Социальная функция проявляется в перераспределении доходов различных социальных групп в обществе с целью cгладить неравенства между ними. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных групп граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные (высокодоходные) категории населения, т.е. в ряде социально ориентированных странах фактически происходит плата высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Существование единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов. Как писал один шведский экономист: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным». Поощрительная функция налогов - порядок налогообложения предпринимателя может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (например, предоставление налоговых льгот).

Контрольная функция налогов способствует осуществлению через налоги, взимаемые с предпринимателей, контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателей, за источниками их доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов, поступивших от предпринимателей, возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы в целом, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Регулирующая функция налогов означает, что с их помощью, через уменьшение или увеличение величины налогов, ввод одних и отмену других налогов, налоговых льгот, можно регулировать экономику страны, усиливая или ослабляя накопление капиталов, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос, тем самым стимулируя или сдерживая темпы экономического развития, развитие определенных сфер и отраслей, научно-технический прогресс, инновации и т.д. Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Налоги выступают наиболее эффективной формой регулирования рыночного хозяйства.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и
взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к
которым относятся:

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или
юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог;

источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;

ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;

срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного
срока;

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Способы взимания налогов. Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или
простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Виды налоговой системы. Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый
налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей
облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть
установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,
перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в
Западных государствах.

Виды налогов. Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми
налогами
. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в
большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на
наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это
косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность
предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть
косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение
косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивныеставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

В Российской Федерации все обязательные платежи по закону разделены на три группы в зависимости от органа, который их устанавливает и изымает: федеральные, региональные, местные. Кроме этих групп действуют специальные налоги и сборы, формирующие внебюджетные фонды, главным образом социальные (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования).

Федеральные налоги занимают господствующее положение в стране, им принадлежит решающее значение как главного ресурса российского государства. В консолидированном бюджете РФ на долю федеральных налогов приходится почти 3/4 всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты).

Перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ. Федеральные налоги взимаются на всей территории России, к ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина, налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарений, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация", транспортный налог с предприятий, сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Все федеральные налоги, кроме подоходного налога с физических лиц и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарений, взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц. Полностью в федеральный бюджет РФ поступают налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и сбор за использование наименований "Россия" и "РФ", тогда как транспортный налог зачисляется только в бюджеты субъектов Федерации, а государственная пошлина и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарений — только в местные бюджеты. Остальные федеральные налоги (кроме налогов дорожных фондов и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы), называемые регулируемыми доходами бюджета, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в определенных соотношениях, которые устанавливаются Федеральным Собранием при принятии федерального бюджета РФ.

К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, целевой сбор на нужды образовательных учреждений и сбор за регистрацию предприятий. Все эти налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в бюджеты субъектов Федерации, кроме налога на имущество предприятий, распределяемого равными долями между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами.

Кроме указанных налогов субъекты Федерации, а также органы местного самоуправления получили право введения на подведомственной им территории дополнительных налогов и сборов, но при условии, что расходы на уплату этих платежей юридическими лицами производятся за счет прибыли, которая остается после уплаты налога на прибыль.