Бюджетный процесс и его этапы.
Бюджетная классификация и ее состав.
Бюджетные полномочия Министерства финансов РФ
Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
– организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
– осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
– разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
– ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
– разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;
– проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
– осуществляет по решению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования;
– ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;
– осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ;
– организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
– устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
– устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности;
– разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
– устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство РФ бюджетную отчетность Российской Федерации;
– устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;
– осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством РФ;
– осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;
– исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ;
– осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) классификацию доходов бюджетов;
2) классификацию расходов бюджетов;
3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
Бюджетная классификация является основой для ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Все бюджетные операции, связанные с движением бюджетных средств кодируются путем присвоения специального кода. Код бюджетной классификации обеспечивает единое и однозначное понимание сути каждой бюджетной операции, не смотря на их огромное многообразии в виду различных обстоятельств и условий осуществления. Основные группировки бюджетной классификации устанавливаются в Бюджетном кодексе РФ, более детализированные – в приказах Минфина РФ об использовании бюджетной классификации в предстоящем финансовом году.
Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы; 2) безвозмездные поступления.
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств; 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография; 9) здравоохранение; 10) социальная политика; 11) физическая культура и спорт; 12) средства массовой информации; 13) обслуживание государственного и муниципального долга; 14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; 2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами операций сектора государственного управления являются:
1) доходы; 2) расходы; 3) поступление нефинансовых активов; 4) выбытие нефинансовых активов; 5) поступление финансовых активов; 6) выбытие финансовых активов; 7) увеличение обязательств; 8) уменьшение обязательств.
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Бюджетный процесс предполагает последовательное развитие финансово-бюджетных отношений, связанных с формированием и использованием централизованного денежного фонда в течение финансового года. Выделяют четыре стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют друг друга:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
На стадии составления проекта бюджета определяются общий объем бюджетного фонда, структура бюджетных доходов и расходов, размер бюджетного дефицита и источники его финансирования, другие параметры бюджетного перераспределения.
На стадии рассмотрения и утверждения бюджета происходит сглаживание противоречий бюджетного перераспределения в условиях ограниченности бюджетных ресурсов на основе приоритетов финансово-бюджетной политики. Это весьма важная стадия, так как она обеспечивает коллегиальность принятия решений о бюджете, ответственность за бюджет не только исполнительной, но и законодательной ветви власти. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
Исполнение бюджета — сложный процесс, отражающий фактическое зачисление доходов в бюджет и фактическое осуществление бюджетных расходов в течение финансового года, которые могут не совпадать с плановыми проектировками в силу изменяющихся обстоятельств.
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Данная стадия обеспечивает полноту информации о фактическом исполнении бюджета, анализ отклонений фактических и плановых показателей, а также оценку результативности и эффективности бюджетного перераспределения.
В целом бюджетный процесс решает следующие задачи:
1) выявление материальных и финансовых резервов государства;
2) определение доходов бюджета в соответствии с прогнозами социально-экономического развития;
3) установление расходов бюджета исходя из потребностей финансирования государственных социально-экономических мероприятий;
4) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;
5) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;
6) усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
В России участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.