Тема 2. Организационная структура управления. Системы управления. Управление, ориентированное на достижение определенных целей

Интернет-ресурсы

Список литературы.

Выводы

Поводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

    • время правления Елизаветы Петровны – время относительной стабильности и плодотворного развития русской культуры на основе европейского опыта и русских самобытных традиций;
    • развитие русской культуры (архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, театра, литературы) в Петербурге было сосредоточено преимущественно в императорских дворцах и дворцах петербургской знати;
    • дворцы архитектора Растрелли построены строго в соответствии с функциями дворца – в первую очередь места проведения разного рода праздничных церемоний, во вторую – жилища.

 

  1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. - СПб., 1998.
  2. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.
  3. Глинка Н. "Красуйся, град Петров…": Золотой век архитектуры Санкт-Петербурга. - СПб., 1996.
  4. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.
  5. Игнатова Е. А. Записки о Петербурге: Очерк истории города. СПб., 1997.
  6. История русской архитектуры: Учебник для вузов / Под ред. Ю. С. Ушакова. СПб., 1994.
  7. Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.
  8. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. СПб., 2002.
  9. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. - СПб., 2001.
  10. Лурье Ф. М. Петербург 1703-1917. История и культура в таблицах. СПб., 2001.
  11. Мир русской культуры. Энциклопед. справочник. М., 1997.
  12. Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга. История. Культура. Быт. М., 1997.
  13. Очерки русской культуры XVIII века /Под ред. Б.А.Рыбакова. Ч.4. - М., 1990

 

  1. Записки придворного бриллиантщика Позье (Часть третья) 1741-1761 http://www.antic.ru/?id=2842
  2. Императрица Елизавета Петровна на сайте "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных" http://www.anichkov.ru/Elisa
  3. История Аничкова дворца на сайте "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных" http://www.anichkov.ru/Historidate
  4. Отец русского единорога, или Ненавистный Петр Шувалов http://www.idelo.ru/263/24.html
  5. Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) http://www.bolshe.ru/book/id=282
  6. Наследие Петра Великого на сайте "Город Святого Петра" http://city.vlogic.ru/Istoria/XVIII.html

 

 

Цель:Ознакомление сорганизационной структурой управления, системой управления.

План лекции:

1. Организационная структура управления.

2. Системы управления.

3. Управление, ориентированное на достижение определенных целей

Как любая мода, менеджмент в Казахстане молниеносно охватил все сферы человеческой деятельности: промышленность, торговлю, предпринимательство, медицину и т. д. Наряду с общим менеджментом в Казахстане получают распространение и его специальные формы: финансовый, инновационный, кадровый, клинический и т. д.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей в организации для совместного выполнения какой-либо деятельности. Организация является основой существования менеджмента. Чтобы некая группа людей называлась организацией, она должна соответствовать следующим требованиям:

1)наличие в группе не менее 2 человек;

2)наличие общей цели, которую принимают все члены группы;

3)члены группы осознанно работают вместе для достижения общей цели.

Организация — это система сознательно координируемых действий 2 человек или более для достижения общей цели.

Медицинский персонал связывает свои интересы с конкретным медицинским учреждением как с местом работы и источником доходов, который в современных социально-экономических условиях должен зависеть от высокого качества выполняемых медицинских услуг, а последние в свою очередь должны способствовать финансовому благополучию лечебно-профилактического учреждения. В современных условиях медицинскую организацию можно охарактеризовать следующем образом: «Лечебно-профилактическое учреждение — сложная, динамичная социально-экономическая система, представляющая планомерно организованное и относительно обособленное, самостоятельно функционирующее звено непроизводственного сектора экономики, которое осуществляет лечебно-профилактическую деятельность с целью обеспечения системы общенародных, коллективных и личных экономических интересов. Эта деятельность характеризуется технологическим и организационным единством и социально-экономическими связями».

Развитие лечебно-профилактической помощи приводит к дифференциации функционирующих и созданию новых типов медицинских учреждений. Действующая номенклатура лечебно-профилактических учреждений утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».

Основные характеристики организации

Разные организации имеют ряд общих характеристик.

РЕСУРСЫ. Общая цель любой организации включает в себя преобразование ресурсов в товар или услугу. Основными ресурсами, которые используют для достижения результата организации, являются люди {трудовые ресурсы), капитал {финансовые), материалы {материальные), технологии {технологические1. и информация {информационные). Естественно, что са­мым главным и значимым ресурсом организации является че­ловеческий ресурс, а не финансовый, как полагают некоторые главные врачи.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Ни одна ор­ганизация не может существовать «сама по себе». Организа­ции полностью зависимы от окружающего мира как в отно­шении своих ресурсов, так и потребителей своей продукции.
Термин «внешняя среда» включает социально-экономическую ситуацию, потребителей, правительственные акты, промыш­ленную и деловую среду, местные властные структуры, конку­рентов, систему ценностей в обществе, поставщиков, посред­ников, технологии и т. д. Необходимо отметить тот факт, что, хотя организация полностью зависит от внешней среды, по­следняя, как правило, находится вне пределов влияния самой организации.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Данная ха­рактеристика подразумевает разделение большого объема ра­боты в организации на многочисленные и менее большие производственные операции. Так, хирург лечит пациентов хи­рургического профиля, а невролог — неврологического и т. д. Каждый из них имеет свои функциональные обязанности.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Сложные организации осуществля­ют четкое горизонтальное разделение труда за счет образова­ния подразделений, выполняющих конкретные специфиче­ские задания. В медицинском учреждении структурными под­разделениями являются лечебные, диагностические и вспомо­гательные отделения (кабинеты): приемный покой, пищеблок, аптека и т. д.

Общие сведения о медицинском учреждении содержатся в статистической отчетной форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении». В паспортной части отчет­ной формы № 30 приводится перечень специализированных отделений (кабинетов), имеющихся в конкретном медицин­ском учреждении.

Каждое структурное подразделение в медицинском учреждении обусловливает наличие соответствующих помещений, кадров и оборудования. Номенклатура медицин­ских учреждений регулярно пересматривается.

5.ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Так как про­изводственная деятельность в организации разделяется по го­ризонтали на составляющие компоненты, являющиеся сутью
подразделений, кто-то должен координировать работу персо­нала подразделений, чтобы она была успешной. Деятельность по координации работы других людей для достижения опре­деленных целей и составляет сущность управления подразде­лений и организации (учреждения) в целом. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы при помощи вертикального
разделения труда.

6.НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. Смыслом любого управления является наиболее эффективное достижение поставленной цели.

Управление — это процесс планирования, организации, моти¬вации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Критерии успеха организации

Эффективно лишь то управление, которое направлено на успех. Успех организации обеспечивает достижение намеченной цели. Критерии успеха организации включают несколько составляющих.

ВЫЖИВАНИЕ. Для того чтобы долго оставаться «на плаву», выживать, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, адаптируясь к изменяющимся условиям внешней среды.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Для выживания организация должна быть эффективной и результативной. По определению Друкера, результативность является проявлением того, «что делаются нужные, правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи».

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. Если результативность («делаются правильные вещи») является чем-то неосязаемым, то эффективность обычно можно измерить и выразить количественно в денежном выражении. Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность, или относительная эффективность. Важным элементом производительности является качество. Чтобы не было дальнейшей путаницы в данной терминологии, условимся обозначать понятия результативности, эффективности и производительности в здравоохранении единым термином — «эффективность», который является интегральным коэффициентом отношения качества медицинской помощи к величине затраченных ресурсов, т. е. отношением затрат к конечному результату труда. Отношение затраты / результат составляет главный смысл экономической эффективности — категории, без которой сегодня реформирование системы клинического управления не представляется возможным.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ — важнейшая составляющая успеха организации. Управленческое решение, как бы хорошо оно ни было подкреплено теоретически, представляет собой всего лишь хорошую идею. Целью успешного управления организацией является реальное выполнение работы реальными людьми. Успешным управленческим решением считается такое, которое реализуется практически, превращаясь в эффективное действие.

Чтобы сделать организацию успешной, руководитель должен уметь соединить хорошую идею и способы ее реализации для эффективного выполнения работы. Но что в действительности может сделать руководитель, чтобы результаты этой работы подходили под понятие экономической эффективности? Как было уже сказано выше, простых и надежных формул успеха в природе не существует. Но теоретиками и практиками в области управления в процессе эволюции управленческой мысли выработан подход к тому, как сделать организацию успешной. У данного подхода, основанного на творческом вкла­де многих людей, есть четыре главных принципа.

1.ОБОБЩЕНИЕ. Для того чтобы добиться успеха, руково­дитель должен уметь обобщить многие сложные явления, про­текающие как внутри самой организации, так и вне ее, умень­шив при этом трудности управления организацией, сведя их до размеров, доступных восприятию нашего мозга.

2.НЕОБХОДИМОСТЬ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА. Обобщение при всей его полезности и правомерности слиш­ком уж неточно, чтобы принимать его за абсолютную истину.
Каждая организация отличается от другой за счет ситуацион­ных переменных, которые подразделяются на две основные категории: внутренние и внешние переменные. Внутренние переменные являются характеристикой самой организации и включают цели организации, ее ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, людей, производственную мощность и т. д. Эти переменные в различной степени кон­тролируемы и, являясь результатом управленческих решений, определяют то, что должна делать организация. Внешние пере­менные, отражая факторы внешнего мира, оказывают сущест­венное влияние на успех организации. Хотя внешние пере­менные находятся вне контроля руководства организации, оно должно стремиться сделать так, чтобы вся организация адекватно реагировала на непостоянство внешнего мира. Для этого руководитель должен хорошо знать, что внешняя среда влияет на организацию как по глубине воздействия разнооб­разных изменений окружающего мира, так и по скорости, с которой меняется сама внешняя среда.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХО­ДА. Многочисленные ситуационные переменные и все функ­ции управления тесно взаимосвязаны. Так, через процесс управления руководитель реализует внутренние переменные, т. е. саму организацию. Внешние переменные, наоборот, оп­ределяют сам процесс управления. Например, в процессе пла­нирования руководитель медицинского учреждения определя­ет цели организации, ориентируясь на потребности населения в объемах медицинской помощи, платежеспособность жите­лей, местные промышленные и деловые круги, поставщиков, политику органов местной власти и т. д.

НЕТ «ПРАВИЛЬНЫХ» ОТВЕТОВ. Руководитель нико­гда не может знать, что какой-то конкретный способ управле­ния, как бы хорош он ни был в прошлом, окажется эффек­тивным в будущем. Оптимальный выбор — это выбор того,
что наиболее соответствует сложившейся на данное время си­туации.

Очень сжато мы рассмотрели основные элементы клиниче­ского менеджмента — управление и организацию, которые в свою очередь состоят из собственных элементов.

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управле­ния так же стара, как и организация, а вот идея управления как науки, профессии, области исследований относительна нова. Подчеркнем еще раз, что управление было признано дисциплиной только в начале XX в.

 

Типы организационных структур. Линейная структура. Понятие линейной структуры связано с делением организации по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему.

Преимущества линейного управления:

1) получение подчиненными непротиворечивых, увязанных между собой распоряжений, заданий;

2) полная ответственность каждого руководителя за результаты работы подчиненных ему подразделений;

3) обеспечение единства руководства сверху донизу. Но линейные структуры не обладают гибкостью, адаптивностью, что не позволяет им решать сложные задачи выживания в рыночной среде.

Функциональная структура. При функциональном управлении подчинение осуществляется в пределах реализации определенной функции управления. Такая структура повышает эффективность управления за счет участия в работе квалифицированных специалистов по конкретным областям деятельности организации.

Линейно-функциональная структура свободна от недостатков, присущих линейной и функциональной структурам. В такой структуре у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов).

В настоящее время появляются продуктовые и региональные структуры, структуры, ориентированные на потребителя. Такие новые элементы, как управление по продукту, потребителю, рынку, встроенные в линейно-функциональные структуры, позволяют группировать работы вокруг результата. Преимущества дивизиональных структур:

1) быстрая реакция организации на изменения внешней среды;

2) отделение текущих проблем управления производством какого-либо товара от стратегических проблем выживания организации в целом;

3) перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, что развивает широту мышления и предприимчивость их руководителей;

4) улучшение коммуникаций;

5) ориентация организации на конечный результат;

6) высокий уровень координации функциональных отделов каждого подразделения;

7) сокращение уровней управления, что делает процесс принятия решений более децентрализованным.

Недостатки продуктовой дивизиональной структуры:

1) увеличение численности персонала, дублирование работ; 2) рост расходов на содержание дополнительных служб, что снижает общую эффективность;

3) затруднение осуществления контроля сверху донизу;

4) сохранение в рамках дивизионов линейно-функциональных структур и всех их недостатков.

Матричная структура. Структура максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны функционального и продуктового подходов.

В матричной структуре для работы над конкретным проектом сотрудников набирают из различных функциональных подразделений на временной основе. Члены группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают.

2. Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники).

Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления:

Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят:

методы подкрепления и стимулирования;

методы регулирования поведения;

методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;

развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие:

Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.

Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

3. Для эффективного управления процессами постановки целей, планирования и контроля за выполнением планов широко используется метод управления по целям (УПЦ). Посредством УПЦ менеджеры совместно с работниками определяют цели организации, подразделений, отдельного человека и используют их для последующего контроля достигнутых результатов.

Первый этап – постановка целей. Хорошо сформулированная цель должна быть конкретной, реалистичной, иметь временные рамки и конкретных исполнителей.

 

Второй этап – разработка планов действий. Эти планы определяют последовательность действий, необходимых для достижения намеченных целей. Третий этап – наблюдение, контроль за реализацией планов и при необходимости – их корректировка.

Контроль обычно проводится через три, шесть и девять месяцев после начала планового пе-риода. Четвертый этап – оценка результатов деятельности, их соответствия поставленной цели. Преимущества УПЦ в том, что оно:

1) концентрирует усилия людей на корпоративных целях, что повышает вероятность их достижения;

2) расширяет сотрудничество между менеджерами и работниками;

3) делает задачи ясными и четкими для исполнителей;

4) улучшает мотивацию людей;

5) позволяет выявить талантливых менеджеров для будущего продвижения;

6) повышает личную ответственность исполнителей. Недостатки УПЦ:

1) оно требует высокого профессионализма руководителя;

2) плохие отношения между администрацией и работниками снижают эффективность УПЦ;

3) оно требует проведения большого объема работ, знания целей организации и отделов;

4) появляется возможность возникновения конфликта между операционными и стратегическими целями;

5) УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации, препятствующей участию работников в управлении.

Стратегия, ее элементы и уровни

Стратегия – комплексный план достижения миссии и целей организации посредством установления наилучшего соответствия между организацией и ее внешней средой.

Хорошо продуманная стратегия содержит четыре компонента: масштаб, распределение ресурсов, конкурентные преимущества и синергию. Под масштабом понимается тип и количество рынков, на которых организация собирается конкурировать. Выбор рынков определяет структуру и объем производства. Стратегия включает проект распределения ресурсов организации по различным подразделениям, бизнес-единицам, отделам. К внутренним компетенциям можно отнести следующие:

1) НИОКР (НОУ-ХАУ, технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию);

2) наличие отработанных и эффективных бизнес-процессов (управление проектами, логистика, сбыт, маркетинг, планирование, мотивация персонала и т. д.);

3) наличие уникальных технологий, недоступных конкурентам;

4) наличие квалифицированного персонала, который нелегко может быть найден на рынке и на подготовку которого требуется значительное время.

К внешним компетенциям относятся:

1) связи с поставщиками и потребителями (агентами, дилерами, дистрибьюторами);

2) возможности лоббирования;

3) наличие «раскрученной» торговой марки;

4) способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме и по приемлемой стоимости (связи с финансовыми институтами и инвесторами).

Конкурентные преимущества – это уникальные материальные и нематериальные активы, которыми владеет фирма и которые создают ее превосходство над конкурентами. Существенные конкурентные преимущества обеспечивают корпорации ее внутренние и внешние компетенции.

Цели в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа людей, работающих вместе. Организации определяют цели че­рез процесс планирования.

Общая цель организации называется миссией, которая за­ключает в себе основной смысл ее существования. Миссия вы­ражает главное предназначение организации, ее статус и основ­ные принципы деятельности. Цели конкретизируют миссию организации в доступной для ее управления форме. Цели ор­ганизации характеризуются следующими свойствами:

конкретность;

измеримость;

временные рамки;

Установление целей является ведущим элементом механиз­мов управления, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация. Как правило, организация ставит перед собой и в после­дующем реализует не одну, а несколько целей.

Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).

Сбор необходимой информации.

Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

Принятие управленческого решения;

Организация исполнения;

Контроль исполнения;

Оценка эффективности и корректировка результатов;

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Успешно лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.

Иллюстративный материал: курс лекций, силлабус, слайды.

Литература: 1 – 27 стр., 3 – 15 стр., 3 – 38 стр.

Контрольные вопросы:

1.Основные характеристики организации

2.Горизонтальное разделение труда.

3. Вертикальное разделение труда.

4. Необходимость управления.

5. Критерии успеха организации

6. Выживание.

7. Результативность и эффективность.

8. Производительность.

9. Организационная структура управления.

10.Системы управления.

11.Управление, ориентированное на достижение определенных целей.