Под политикой безопасности понимают совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

Политика безопасности

Управленческие меры обеспечения информационной безопасности

Главная цель мер, предпринимаемых на управленческом уровне, — сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.

Основой программы является политика безопасности, отражающая подход организации к защите своих информационных активов.

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно подразделить на три уровня.

К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации. Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:

· решение сформировать или пересмотреть комплексную программу обеспечения информационной безопасности,

· определение ответственных за продвижение программы, формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности,

· определение общих направлений в достижении этих целей,

· обеспечение базы для соблюдения законов и правил,

· формулировка управленческих решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.

На верхний уровень выносится управление защитными ресурсами и координация использования этих ресурсов, выделение специального персонала для защиты критически важных систем, поддержание контактов с другими организациями, обеспечивающими или контролирующими режим безопасности.

Политика верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. Возможно, это будут все компьютерные системы организации (или даже больше, если политика регламентирует некоторые аспекты использования сотрудниками своих домашних компьютеров). Возможна, од­нако, и такая ситуация, когда в
сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.

В политике должны быть определены обязанности должностных лиц по выработке программы безопасности и по проведению ее в жизнь. В этом смысле политика безопасности является основой подотчетности персонала.

Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины:

1. организация должна соблюдать существующие законы;

2. следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности;

3. необходимо обеспечить определенную степень послушности персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний.

К среднему уровню можно отнести вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных систем, эксплуатируемых организацией. Примеры таких вопросов:

· отношение к передовым (но, возможно, недостаточно проверенным) технологиям,

· доступ к Internet (как сочетать свободу получения информации с защитой от внешних угроз?),

· использование домашних компьютеров,

· применение пользователями неофициального программного обеспечения и т.д.

Политика среднего уровня должна для каж­дого аспекта освещать следующие темы:

· Описание аспекта. Например, если рассмотреть применение пользователями неофициального программного обеспечения, последнее можно определить как обеспечение, которое не было одобрено и/или закуплено на уровне организации.

· Область применения. Следует специфицировать, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности. Например, касается ли политика по поводу неофициального программного обеспечения организаций-субподрядчиков? Затрагивает ли она работников, пользующихся портативными и домашними компьютерами и вынужденных переносить информацию на производственные машины?

· Позиция организации по данному аспекту. Продолжая пример с неофициальным программным обеспечением, можно представить себе позиции полного запрета, выработки процедуры приемки подобного обеспечения и т.п. Позиция может быть сформулирована и в гораздо более общем виде, как набор целей, которые преследует организация в данном аспекте. Вообще стиль документов по политике безопасности (как и перечень этих документов) может быть существенно разным для разных организаций.

· Роли и обязанности. В "политический" документ необходимо включить информацию о должностных лицах, отвечающих за проведение политики безопасности в жизнь. Например, если для использования работником неофициального программного обеспечения нужно официальное разрешение, должно быть известно, у кого и как его следует получать. Если должны проверяться дискеты, принесенные с других компьютеров, необходимо описать процедуру проверки. Если неофициальное программное обеспечение использовать нельзя, следует знать, кто следит за выполнением данного правила.

· Законопослушность. Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них.

· Точки контакта. Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией. Обычно "точкой контакта" служит должностное лицо, а не конкретный человек, занимающий в данный момент данный пост.

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным сервисам. Она включает в себя два аспекта — цели и правила их достижения, поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть гораздо детальнее. Есть много вещей, специфичных для отдельных сервисов, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что решения, относящиеся к ним, должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне.

Приведем несколько примеров вопросов, на которые следует дать ответ в политике безопасности нижнего уровня:

· Кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом?

· При каких условиях можно читать и модифицировать данные?

· Как организован удаленный доступ к сервису?

При формулировке целей, политика нижнего уровня может отправляться от соображений целостности, доступности и конфиденциальности, но она не должна на них останавливаться. Ее цели должны быть конкретнее. Например, если речь идет о системе расчета заработной платы, можно поставить цель, чтобы только работникам отдела кадров и бухгалтерии позволялось вводить и модифицировать информацию. В более общем случае цели должны связывать между собой объекты сервиса и осмысленные действия с ними. Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем детальнее правила, чем более формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими мерами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей, вероятно, их придется часто пересматривать. Руководству придется найти разумный компромисс, когда за приемлемую цену будет обеспечен приемлемый уровень безопасности, а работники не окажутся чрезмерно скованы. Обычно наиболее формально задаются права доступа к объектам ввиду особой важности данного вопроса.

Пример политики безопасности для организации, владеющей локальной вычислительной сетью (ЛВС).

Политика безопасности организации, владеющей ЛВС