Вопрос 6. Современные формы организации учебной деятельности
· Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:
o познавательного и воспитательного общения;
o взаимодействия;
o отношений обучающего и обучаемых.
· Результатом такого взаимодействия является:
o профессиональное совершенствование педагога;
o усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;
o развитие психических процессов учеников и студентов;
o развитие нравственных качеств учеников и студентов.
· Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:
o коллективной;
o групповой;
· индивидуальной.
· Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
o содержания;
o обучающих средств;
o методов обучения.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.
Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения
Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)
· Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя
· Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине
· Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)
· Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий
· Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы
· Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями
· Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине
· Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов