Влияние международного движения капитала на мировую экономику

Из всего вышеперечисленного можно следать вывод о том, что влияние международного движения капитала на мировую экономику велико и постоянно увеличивается вслед за увеличением масштабов миграции капитала. Международная миграция капитала стимулирует развитие мировой экономики, позволяет перераспределить ограниченные экономические ресурсы более эффективно.

Можно выделить следующие последствия миграции капитала для мировой экономики в целом:

· миграция капитала происходит в поисках наиболее выгодных зон его вложения, что позволяет увеличить темы роста мировой экономики;

· она стимулирует дальнейшее развитие международного разделения труда и на этой основе процессы международной экономической кооперации;

· в результате увеличения масштабов деятельности международных корпораций увеличивается товарообмен между странами, стимулируя развитие мировой торговли;

· взаимное проникновение капитала между странами укрепляет процессы международного сотрудничества.

Глобализация финансовых рынков - это естественный экономический процесс в мировой экономике, способствующий превращению мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, экономических ресурсов, рабочей силы и знаний. Именно глобализация способствует быстрому и эффективному развитию экономики всех стран мира.

В 20 веке, после возникновения транснациональных компаний, в мировой экономике возник новый этап, этап глобализации. Из-за дешевой рабочей силы из Азии, финансовые рынки превратились в национальные рынки. Инвестиции поступали в основном в страны Востока, а оттуда в форме материальных ценностей возвращались обратно в страны Запада. Появление новых аспектов финансового рынка, способствовали пересмотру своих финансовых интересов всех транснациональных компаний мира.

Данный новый процесс предполагает дальнейшую интеграцию национальных финансовых рынков, увеличение капитализации, перераспределение финансовых ресурсов. Это способствует увеличению денежного потока, вследствие чего происходит появление новых портфелей управления, а также борьбу за владением капитала.

Главной целью процесса глобализации является предоставление финансовым ресурсам свободного передвижения на любые рынки мира. Глобализация мировых финансовых рынках способствует эффективному вложению капитала. Это происходит именно в тот рынок, где затраты минимальны, а прибыль максимальна. Однако данный процесс на начальной стадии и глобализация мировых финансовых рынков должна ещё пройти через многие этапы.

 

7. Международное научно-техническое сотрудничество: содержание, формы проявления.

Научно-техническое сотрудничество осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов, создания совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются:

· создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований и технико-экономических расчетов;

· совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;

· совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;

· текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;

· организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.

Особо важным для научно-технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах.

Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влиянии на смежные отрасли науки.

Техническая ценность характеризуется уровнем технических характеристик (надежности, долговечности, производительности и т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.

Прикладная ценность выражается в возможности и сферах применения результата в народном хозяйстве или на фирме, масштабах внедрения, наличии побочных результатов. Перспективность мероприятия оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.

Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и установку необходимого оборудования, на информационное обеспечение. Время разработки складывайся из времени на подготовку материально-технической базы исследований и их проведение, на получение и проверку результатов, на внедрение.

Вероятность реализации планов и результатов разработки связана с соответствием научной и материальной базы разрабатываемой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничества. Экономическая эффективность внедрения результатов, определяется чистым эффектом (прибылью), сроками окупаемости, конкурентоспособностью по экономическим показателям национального и мирового уровня.

 

8. Экономическая стратегия России в контексте развития современного мирового хозяйства.

В основе формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства.

Конкурентная стратегия экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития (в этом случае речь идет об эффективности стратегии роста), но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов».

Конкурентная стратегия роста отечественной экономики предполагает:

1) переход от экспортно-ориентированного (преимущественно сырьевой ориентации) направления развития экономики к инновационному. Работы ряда российских ученых аргументировано доказывают необходимость развития России по инновационному пути - сокращение сырьевого экспорта и увеличение объема экспорта наукоемкой продукции. Россия обладает достаточно большим ресурсным потенциалом, но он небезграничен и лишь его рациональное использование позволит стране в будущем более продолжительное время находиться в независимости от других стран. Экспортные поставки продукций с высокой долей добавленной стоимости в цене выступают более мощным стимулом для развития отечественной промышленности по сравнению с экспортом сырья;

· развитие научно-технической компоненты;

· специализацию страны на производстве и торговле наукоемкой продукцией;

· существенные изменения макроструктурных пропорций. Прежде всего это относится к переориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии, обеспечение опережающего по сравнению с конечным потреблением роста валовых сбережений и инвестиций;

return false">ссылка скрыта

· повышение конкурентоспособности российских предприятий, разработка ими собственных конкурентных стратегий;

· «повышение эффективности и результативности мер государственного регулирования, в том числе инвестиционных и инновационных процессов.

· Представляется, что конкурентная стратегия экономического роста охватывает три основных взаимосвязанных блока проблем: 1) инновационное развитие; 2) направления внешнеэкономической специа-лизации; 3) система разрабатываемых мер и действенных механизмов государственного регулирования экономических процессов.

 

9. Роль миграционной политики в развитии национальных экономик.

В большинстве стран сокращается рождаемость и при этом увеличивается продолжительность жизни. Население стареет. За последние 25 лет коэффициент общего прироста населения в Европе уменьшился втрое. Число молодых людей в государствах ЕС сократилось на 23 млн. человек.

МТМ в целом позитивно влияет на возрастную структуру населения. В основном трудящиеся-мигранты находятся в активном трудоспособном возрасте.

Миграция превращается в важный источник дополнительных трудовых ресурсов. В большинстве ПРС существует как общая, так и структурная недостаточность трудовых ресурсов.

На рынке труда ПРС сложились структурные диспропорции. В ПРС многие грязные, опасные и изнурительные рабочие места непривлекательны для местных рабочих. Такие секторы, как сельское хозяйство, дорожный ремонт, строительство, сфера услуг, очень страдают от нехватки рабочих рук. Целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Наличие трудовых мигрантов в силу объективных условий превратилось в структурный элемент экономики.

В то же время в секторе услуг происходит конвергенция иностранной и национальной занятости. Это связано с диспропорциями, возникающими на рынке труда из-за старения населения и быстрого развития технического прогресса. Количество рабочих мест, занятых иностранцами, увеличилось в секторе образования, и в еще большей степени в секторе здравоохранения.

Внешняя миграция в мире неизбежно становится одним из главных вопросов демографической, экономической и социальной политики ближайшего будущего.

Политика в области внешней трудовой миграции должна быть направлена на решение следующих задач:

1) Компенсация недостатка рабочей силы, связанной с демографическими проблемами и старением населения.

2) Удовлетворение устойчивого спроса на рабочую силу в отдельных секторах экономики.

3) Обеспечение квалифицированной рабочей силой для поддержки инвестиционных процессов.

4) Подпитка квалифицированными кадрами профессиональных элит.

5) Ограничение краткосрочной неквалифицированной миграции.

6) Поощрение (расширение) возможности для деловой иммиграции.

 

10. Мировая валютная система и проблемы ее развития и регулирования на современном этапе.

Мировая валютная система — это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты.

Основной задачей мировой валютной системы (МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

Мировая валютная система представляет собой:

· определенный набор международных платежных средств;

· режим обмена валют, включая валютные курсы;

· условия конвертируемости, механизм обеспечения валютно-платежными средствами международного оборота;

· регламентацию форм международных расчетов;

· режим международных рынков валюты и золота;

· статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения;

· сеть международных и банковских учреждений, осуществляющих международные расчетные и кредитные операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Цель этой системы заключается в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами.

Если рассматривать мировую валютную систему с позиции ее предназначения, то она носит подчиненный характер по отношению к мировой торговле. Другими словами, мировая валютная система обеспечивает международное движение товаров, услуг и капиталов. Поэтому и эффективность функционирования мировой валютной системы следует оценивать исходя из позитивных или негативных процессов в мировой экономике.

Таким образом, отметим, что мировая валютная система последние десятилетия функционирует недостаточно эффективно. В первую очередь за счет своей нестабильности, следствием этого является нестабильность международных экономических отношений в целом, что и определяет необходимость ее реформирования.

Причиной недостаточной эффективности мировой валютной системы в ее нынешнем виде во многом стало реформирование Бреттон-Вудской валютной системы, закрепленное Ямайскими соглашениями. Основополагающими в Ямайских соглашениях являются два элемента:

· вытеснение золота из международных расчетов и выдвижение на роль мировых денег СДР и отдельных национальных валют;

· право стран — членов МВФ выбирать режим валютного курса, что фактически узаконило плавающие валютные курсы. Соответственно произошел переход от золотодолларового стандарта к долларовому.

 

11. Платежный баланс: методика составления и его значение для регулирования внешнеэкономической деятельности.

Платежный баланс — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода.

Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным.

Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

Методика составления. При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

 

12. Мировые рынки товаров: тенденции развития и структурные изменения.

Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:

1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;

2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;

3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;

4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.

Структуру рынков определяют по нескольким показателям:

1) количество конкурентов на рынке;

2) доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;

3) показатели рыночной конкуренции.

Определение количества фирм-конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения доли участия в рынке. Для этого проводят некоторые расчеты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально-вещественную форму, а если неоднородный, то стоимостную. В любом случае подсчет этой информации производится на основе данных, представленных органами госстатистики или самими поставщиками на рынке. Далее составляется ранжированный список поставщиков на рассматриваемом товарном рынке, анализируется доля каждого участника рынка в его деятельности, делаются выводы о степени их распределения (присутствуют ли они в равнозначных долях) и происходит выявление тех поставщиков, которые преобладают в той или иной мере на данном товарном рынке.

В то же время доля рынка не способна определить рыночную силу, хотя и является информацией, которая крайне важна и является необходимой. Если доля товарного рынка превышает 65 %, то это признается доминированием. Но и при меньших процентах доминирование тоже может присутствовать при условии наличия таких факторов, как незначительная эластичность спроса, слабые конкуренты, сложность входа в данную отрасль для других фирм и т. д.

Различные показатели концентрации на рынке позволяют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Степень концентрации в отрасли, которая измеряется коэффициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Именно она определяет характер конкуренции и ее конечные итоги. Самым высоким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который может устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует только один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.

Но в большинстве своем в промышленно развитых странах присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие барьеров в случае попыток со стороны других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке хотя бы одной крупной фирмы, при определенных действиях которой конкуренты смогут адекватно отреагировать на это.

Продукция, производимая олигополиями, может быть либо однородной по своему составу, либо взаимозаменяемой. Но при этом в силу ограниченного количества продавцов на рынке каждый из них может в определенной степени оказывать влияние на цену продукции.

 

13. Мировая торговля услугами, ее специфика и современные тенденции.

Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:

1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;

2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;

3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;

4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;

5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.

Все вместе это можно назвать выплатами по некоммерческим сделкам, которые осуществляются между гражданами разных стран и отражаются в платежных балансах.

Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:

1) строительство и коммунальные услуги;

2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;

3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;

4) оборона государства и социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;

6) другие коммунальные, социальные и личные услуги.

В связи с тем, что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. В другом случае покупатель какой-либо услуги перемещается в страну, ее предоставляющую. В связи с этим существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:

1) трансграничная торговля;

2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;

3) учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;

4) перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги. Среди всех секторов мирового хозяйства торговля услугами – один из наиболее быстро развивающихся. Среди причин – резкое снижение транспортных издержек, так как современные способы связи и передачи информации позволяют совершать сделки без личных встреч продавца и покупателя услуги. Повысился спрос на услуги, ранее принимавшие товарную форму, – услуги финансового характера, банков, страховых компаний.

 

14. Прогнозирование развития мирового рынка как функция эффективного управления внешнеэкономической деятельностью.

Изучение конъюнктуры народного хозяйства или отдельного товарного рынка необходимо для того, чтобы правильно сделать прогноз, предсказать ее изменения.

Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках
их осуществления.

В качестве объектов прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека.
Понятие прогноза следует отличать от понятия прогнозирования.

Прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии объекта в будущем.

Цель, или назначение, прогноза состоит в определении вероятных альтернатив экономического развития и их социально-экономических последствий для принятия наиболее рациональных решений. Необходимость решения методологических и теоретических вопросов прогнозирования конъюнктуры вызвана насущными потребностями практики планирования и управления экономическими процессами Прогнозирование служит одним из эффективных инструментов общего совершенствования планирования и управления как на уровне фирмы, так и на уровне государства.

Прогноз развития рынка во многом напоминает краткосрочный конъюнктурный прогноз, однако в маркетинговом толковании цель ставится более значительная — прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы фирма сумела, основываясь на нем, разработать и осуществить комплексную и длительную маркетинговую программу, включающую рыночную стратегию и систему мер целенаправленного воздействия на рынок с целью повышения конкурентных позиций компании и ее товаров.
По своему содержанию прогноз рынка аналогичен содержанию и последовательности статей обзора рынка и составляющих рыночного исследования и включает аналогичные показатели, однако имеет свои особенности и отличия, главным из которых является ориентация на будущее и оценка перспектив. Прогноз развития рынка определяет будущие показатели по емкости рынка, спросу, предложению, конкурентоспособности, эластичности спроса, ценам, содержит показатели по производству, внутренней и внешней торговле, кредитно-денежной и финансовой сфере, а также данные по капиталовложениям и заказам, фирменной структуре рынка и т.д.

 

15. Основные направления развития сектора услуг во внешнеэкономической деятельности России на современном этапе.

Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

Находящиеся на рынке услуги разнообразны и распадаются на отдельные узкие рынки: факторинга, транспортных перевозок, туризма, банковских операций, посреднических и др. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мировой экономике.

В валовом продукте развитых капиталистических стран на долю услуг приходится 70%, в нашей стране более 50%, численность работников, занятых в этой сфере, соответственно составляет 80% и 50%.

Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не нуждаются в хранении, а также большинство услуг основано на непосредственном прямом контакте между их производителями и потребителями (за исключением услуг, оказываемых с помощью ЭВМ).

Торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, особенно ЭВМ, машинами, оборудованием и способствует расширению продажи этих товаров.

Сфера услуг лучше защищена государством от иностранной конкуренции. А также такие виды услуг, как финансовые и страховые, транспорт, связь, наука, образование, медицина во многих странах реализуются госсектором в значительном объеме.

Не все виды услуг можно широко использовать на международном рынке, например, коммунальные, бытовые; но их наличие в той или иной стране может привлечь иностранцев – медицина, образование, культура, спорт и т. д.

Пока еще нельзя признать совершенной классификацию услуг и статистику о ней. Международная статистика в соответствии с классификацией Международного валютного фонда выделяет только четыре вида услуг: фрахт – 10–12%; остальные транспортные услуги 16–17%; туризм – 28–29%; прочие услуги – 43–44%.

При этом доля прочих услуг – банковских, страховых, посреднических, биржевых, компьютерных – постоянно растет. По данным Международного валютного фонда все виды услуг в начале XXI в. уже достигли 1500 млрд. долларов. Услуги растут почти в два раза быстрее, чем оборот внешней торговли, а удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров в мировой экономике составляет 30%.

География услуг весьма неравномерна в мировой экономике. На долю восьми ведущих стран приходится две трети мирового экспорта услуг, и в то же время 50% составляет импорт услуг в эти страны, а на США, Великобританию, ФРГ и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Россия, страны СНГ обладают большими потенциальными резервами для развития услуг, но росту экспорта мешает слабая материально-техническая база этой сферы деятельности.

Главной формой поставок услуг за границу является открытие там филиалов, Например, транснациональные корпорации США производят за рубежом услуги на сумму, которая в два раза превышает весь экспорт услуг из США. Особенно активно развиваются услуги в наукоемких отраслях: компьютеры, бытовая электроника и т. д.

Постоянно растет доля развивающихся стран в оказании услуг и некоторые из них уже стали экспортерами: Южная Корея – в области инженерно-консультационных и строительных услуг; Мексика – туристических; Сингапур, Гонконг – финансовых.

В России есть возможности роста услуг на основе развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных и строительных работ.

Но необходимо учитывать и конкуренцию со стороны Западной Европы. Квотирование услуг, морских перевозок – все это пока существенно сдерживает возможности страны.

В связи с этим возникает необходимость международного регулирования торговли услугами.

Первый регулятор – двусторонние соглашения, как отраслевые (транспорт, связь), так и торгово-экономические.

Второй регулятор – многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. Например, снятие ряда ограничений в ЕС позволяет снизить цены на услуги от 4 до 21%.

Третий регулятор – на основе международных организаций. Обычно это межправительственные специализированные организации, такие как: ИКАО – Организация международной гражданской авиации; ИМО – Морская международная организация; ВОТ – Всемирная туристическая организация; международные торгово-экономические организации широкого профиля: ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Это основные организации, а в целом услугами международной торговли занимаются более 40 международных организаций.

16. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России: содержание, инструментарий.

Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:

- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, – организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;

- единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;

- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

- обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

- разработка соответствующих федеральных программ;

- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;

- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

- определение и реализация валютной политики страны;

- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

- контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.);

- разработка платежного баланса РФ.

 

17. Экспортный потенциал России.

Экспортный потенциал — это способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам.

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям-экспортерам, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.

В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества.

К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся: высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций; невыгодные условия кредитования экспортных операций. В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (ЗАО «Росэксимбанк»), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции.

Другим методом государственной поддержки экспорта является использование системы налогового кредитования экспортеров по НДС. Во всех странах-экспортерах действует механизм, позволяющий национальным экспортерам использовать в производстве товары, закупленные на внутреннем рынке без уплаты или с возмещением внутренних налогов с оборота, что обеспечивает ценовую конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировых рынках. Существует два основных механизма освобождения экспортеров от бремени НДС — система налогового кредитования экспортеров по НДС и система возмещения уплаченного НДС.

Особого внимания требует вопрос нетарифного регулирования экспорта, к которому относится квотирование и лицензирование.

Квотирование – регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения вывоза отечественной продукции определенным количеством или суммой на установленный период времени. Квоты делятся на: глобальные и индивидуальные. Глобальное квотирование – на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который экспортируют вне зависимости от страны экспортера. Такой вид квотирования используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров. Индивидуальное квотирование – устанавливается в рамках глобальной квоты; существует разделение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т.е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения(товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности.

Другой альтернативой реализации государственной поддержки экспорта является метод тарифного регулирования. При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта.

Расходы на содействие развитию экспортного потенциала в России не только значительно ниже тех, что имеют место в промышленно развитых и ряде развивающихся странах, но и ниже утвержденных показателей в собственных программах развития национального экспорта. Российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене.

 

18. Тарифные и нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Тарифные методы. В их основу положены таможенный кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Таможенные нормативные акты определяют общие, задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования внешней торговли.

В настоящее время наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:

- паратарифные методы;

- меры контроля цен;

- финансовые меры;

- методы количественного контроля;

- автоматическое лицензирование;

- монополистические меры;

- технические барьеры.

Нетарифные методырегулирования внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств

4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

6. Защита общественной морали и правопорядка

7. Защита культурных ценностей

8. Обеспечение национальной безопасности

 

19. Основные принципы построения таможенной системы в России.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

· налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

· размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

· время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

· каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

 

20. Таможенные режимы и условия их эффективного применения.

Таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Таможенного кодекса РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

В целях таможенного регулирования в отношении товаром устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1. Основные таможенные режимы:

- выпуск для внутреннего потребления;

- экспорт;

- международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы:

- переработка на таможенной территории;

- переработка для внутреннего потребления;

- переработка вне таможенной территории;

- временный ввоз;

- таможенный склад;

- свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы:

- реимпорт;

- реэкспорт;

- уничтожение;

- отказ в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы:

- временный ввоз;

- беспошлинная торговля;

- перемещение припасов;

- иные специальные таможенные режимы.

Действующие таможенные режимы можно разделить на пять групп, выделив при этом отдельно таможенный режим транзита:

- первая группа - режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторговых операций, связанных с продажей российским организациям товаров в другие страны и приобретением товаров для нужд российских потребителей (таможенный режим выпуска для свободного обращения, реимпорта, экспорта, реэкспорта, временного ввоза/вывоза, режимы свободной таможенной зоны и свободного склада);

- вторая группа - таможенные режимы, при которых перемещению товаров через границу сопутствует осуществление таможенными органами конкретных операций в интересах соответствующих организации (лиц), оказание им определенных услуг (режим таможенного склада, магазин беспошлинной торговли);

- третья группа - таможенные режимы, под которые помещаются товары, перевозимые за границу в связи с их переработкой в другой стране (режимы переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, переработки вне таможенной территории);

- четвертая группа - таможенные режимы, в соответствии с которыми осуществляется обеспечение российских организаций, находящихся за рубежом (дипломатических, консульских и т.д.), необходимыми материальными ресурсами, а также поставка в государства СНГ товаров, предназначенных для научно-производственной и иной деятельности в интересах России (режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР);

- пятая группа - режимы, применяемые при прекращении внешнеэкономических операций, в том числе, в связи с невозможностью или неэффективностью реализации товаров на российском рынке (режимы уничтожения и отказа от товаров в пользу государства).

 

21. Внешнеэкономическая политика России: сущность, цели, принципы построения, реализация в условиях современного мирового хозяйства.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Основная цельвнешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

* уровень развития и структуру производственных сил страны;

* состояние природных ресурсов и климатических условий;

* количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;

* валютно-финансовое положение страны;

* количественный и профессиональный состав экономически активног населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

* экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;

* импортная политика;

* валютное регулирование;

* принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

* регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;

* регулирование российских инвестиций за рубежом.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны;

особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:

· международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;

· экономические средства регулирования;

· неэкономические или административные средства регулирования.

 

22. Развитие экономических отношений в рамках СНГ, проблемы становления интеграционных связей.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года.

Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами - участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

- предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

- активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

 

23. Состояние, динамика и проблемы развития внешней торговли России.

В условиях благоприятной для страны конъюнктуры на мировых товарных рынках (прежде всего на рынках энергоносителей и металлов), оздоровления внутриэкономической ситуации, наблюдавшихся до наступления мирового финансово-экономического кризиса, этот комплекс оказывал исключительно стимулирующее воздействие на экономику России. Внешняя торговля стала крупнейшим донором федерального бюджета, источником первоначального накопления капитала и опыта рыночного хозяйствования для многих отечественных производств. В последнее десятилетие прирост ВВП страны увеличивался, приближаясь к значению 7-8 % в год, при этом доля прироста, обеспеченная внешнеэкономическим сектором, составляла более 30 %.

Последние годы были весьма благоприятными для российской внешней торговли.

Рассматривая перспективы развития внешнеэкономической деятельности России, следует учитывать как инерционные, так и некоторые новые факторы, определяющие развитие внешней торговли. Среди этих факторов можно выделить:

– сохраняющуюся нестабильную мировую общехозяйственную и товарную конъюнктуру, имеющую перспективы улучшения, но одновременно несущую серьезные риски в своем развитии;

– высокий удельный вес топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта в страны дальнего зарубежья (свыше 60%), что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры;

– прогрессирующее старение материально-технической базы и деградацию сферы НИОКР;

– ухудшение конкурентных позиций России на некоторых традиционных рынках, в частности, в связи с расширением ЕС и сохраняющимися дискриминационными ограничениями в отношении отечественных товаров;

– значительное увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, снижения средних контрактных цен и реального удорожания рубля.

 

24. Структура и роль ВТО в регулировании международной торговли.

ВТО — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек.

На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран..

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

 

25. Соглашения ГАТТ, ТРИМПС, ТРИПС и ГАТС в процессе регулирования мировой торговли.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).

Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) или Соглашение ТРИПС — международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.

Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения мер воздействия путем репрессалий. Если бы, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.

Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS) — первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами — важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: — Круг ведения и термины, — Общие обязательства и дисциплина, — Специальные обязательства, — Прогрессивная либерализация обмена услугами, — Процедурные положения, — Заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.

ГАТС содержит три блока прав и обязательств:

1. собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;

2. приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);

3. перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугами осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства.

 

26. Российская экономика в условиях ВТО.

Вступление в ВТО является для России актом стратегического значения, свидетельствующим о её решимости включиться в глобализационные процессы, занять более достойное место на рынках готовой продукции и услуг. Этот шаг означает наступление нового этапа не только в современном социально-экономическом состоянии государства и общества, он в значительной мере определит роль и место России в будущем мироустройстве и мирохозяйственных связях на многие годы вперед. Решение связано с выбором главного вектора развития России, ее научно-технического, производственного, агропромышленного, ресурсно-сырьевого и кадрового потенциала. Следовательно, его реализация должна базироваться на научно-промышленной политике и стратегии России, в которых должны быть четко определены приоритеты и основы конкурентоспособности различных отраслей.

Россию в переговорах о присоединении представляет Министерство экономического развития и торговли, считающее конкретными целями следующие:

· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. В одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф сказал о том, что баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

По мнению правительства, все это должно помочь проведению экономических реформ и устранит препятствия на пути российского экспорта на мировые рынки, главным образом, западные.

Сейчас переговоры ведутся по трем направлениям: