История гимназического образования в России. Становление гимназического образования
Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.
Славяно-греко-латинская академияведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.
История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили "языкам и философии мудрости". Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.
При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. - 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.
Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.
Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В. Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но числа учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.
По инициативе М. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.
Школа первая - "российская" имела три класса:
грамматика
стихотворство
красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков
Школа вторая - "латинская" имела два класса:
грамматика
синтаксис
Школа третья - "научная" имела три класса:
арифметика
геометрия и география
философия
Школа четвертая - европейские и греческий языки.
Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.
В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В 1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.
Гимназии в XIX веке
В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.
1. Устав 1804 годаПо этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания.
Изучались:
· математика
· история
· география
· статистика
· философия
· изящные науки
· политэкономия
· естественная история
· технология
· коммерческие науки
· латинский язык
· французский язык
· немецкий язык
· рисование
Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.
В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.
В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила "зубрежка", реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М. Сперанский, введя экзамены на чины.
Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа.