Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

 

Педагогика – от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву стоят и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к появлению особой науки о воспитании детей.

Педагогика становится наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось до середины ХХ в.

В последние десятилетия окончательно утвердилось мнение, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим всё чаще встречается новое название – андрогогика – и антропогогика – наука об образовании взрослых.

 

Главной задачей науки о воспитании является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Поскольку таких знаний много, они систематизированы и структурированы, то это позволяет называть педагогикунаукой о закономерностях передачи вступающим в жизнь поколениям необходимого опыта.

Основная функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения целей. Теория вооружает практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей разных возрастных групп. Все новейшие технологии рождаются в педагогических лабораториях.

Предмет педагогики – воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, в том числе в семье.

Педагогикаприкладная наука. Она оперативно решает возникающие в обществе проблемы воспитания, образования, обчения. Педагогика выполняет социальный заказ.

В зависимости от потребностей и поддержки общества педагогика может развиваться быстрее или медленнее.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная педагогическая практика; данные специи ально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

 

Основные педагогические понятия называют также педагогическими категориями.

ВОСПИТАНИЕ – главная педагогическая категория. Она включает в себя

ОБУЧЕНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ.

Воспитание – базис для более широких категорий, выходящих за рамки педагогики:

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ

 

РАЗВИТИЕ

 

ВОСПИТАНИЕ

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

ОБУЧЕНИЕ

 

Воспитание – категория общая и вечная. В широком педагогическом смысле воспитание рассматривается как процесс и результат всех влияний, изменяющих человека. Это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

 

ОБУЧЕНИЕ. Это работа над собой с целью приобретения знаний. Это непрерывный и постоянный процесс.

В более узком понимании - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний. Умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основа обучения – знания. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путём многократных упражнений.

Обучение всегда имеет воспитывающий характер, как воспитание – обучающий.

 

ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

В зависимости от полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности образование подразделяется на основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское.

 

К числу педагогических категорий отдельные исследователи относят

Самовоспитание,

Педагогический процесс

Педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность

Педагогические технологии и др.