Обзорные лекции перед государственным экзаменом

Цель и сущность логопедического воздействия.

Направления коррекции дефектов звукопроизношения:

v развитие функций речеслухового анализатора;

v развитие функций речедвигательного анализатора.

Этапы работы над звукопроизношением:

- Подготовительный этап. Основные задачи. Комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия.

Направления этапа:

· формирование умений и навыков по опознанию и дифференциации фонем в речевом потоке;

· формирование артикуляторных умений и навыков (цель артикуляционной гимнастики);

· работа над развитием обще речевых умений и навыков;

· работа по обогащению словаря.

- Этап постановки звуков.

Направления этапа:

· работа по формированию правильной артикуляции звука (основные способы постановки звуков по группам – свистящих, шипящих, соноров [Л, Л’,Р, Р’]).

- Этап автоматизации звуков:

· автоматизация изолированного звука;

· автоматизация звуков в слогах;

· автоматизация звуков в словах;

· автоматизация звуков во фразе;

· автоматизация звуков в тексте;

· автоматизация звуков в самостоятельной, спонтанной речи ребёнка.

- Этап дифференциации.

Основная задача этапа.

Последовательность работы по дифференциации:

· дифференциация изолированного звука;

· дифференциация звуков в слогах;

· дифференциация звуков в словах;

· дифференциация звуков в предложениях;

· дифференциация звуков в тексте;

· дифференциация звуков в самостоятельной речи.

- Формирование коммуникативных умений и навыков.

  • Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков: лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

 

 

Вопрос№79.

Организация и проведение обследования слоговой структуры слова, словообразования и грамматического строя речи.

Обследование слоговой структуры слова.

Повторение различных типов слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных).

Воспроизведение слов различной слоговой структуры в следующей последовательности: слова типа «мама, канава, кот, диван, банка, книга, стол, куст, автомат, сковорода, лекарство, скворечник, Буратино, милиционер»:

-реакция на оптический раздражитель,

-реакция на акустический раздражитель,

Воспроизведение слов различной слоговой структуры в предложении:

- реакция на оптический раздражитель,

- реакция на акустический раздражитель.

Петя пьёт горькое лекарство. На посту стоит милиционер. Рыбки плавают в аквариуме. На ёлке зажглись электрические лампочки.

Оценивается : Характер искажения слоговой структуры слов(сокращение слогов(элизии), перестановка слогов(литеральныепарафазии), повторение слогов(персеверация), уподобление слогов, соединение элементов нескольких слов в одно слово(контаминация).

Обследование словообразования.

-образование существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-образование названий детёнышей животных,

-образование прилагательных от существительных:

относительных, притяжательных,

-образование приставочных глаголов (назвать действия),

-образование глаголов совершенного вида.

Оценивается: возможность или невозможность самостоятельно, по образцу образовывать новые слова.

Обследование грамматического строя речи.

Обследование способов управления:

-употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа,

-употребление существительных в косвенных падежах без предлога,

-употребление формы родительного падежа множественного числа существительных,

-употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на под, над, за, перед, около),

Обследование способов согласования:

-согласование прилагательных с существительными в единственном числе,

-употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными.

Обследование типов грамматических конструкций:

-простое предложение(по опорному слову, по отдельным словам, по сюжетной картинке),

-сложно-сочинённое, сложно-подчинённое предложения( по вопросам к сюжетной картинке)

Оценивается: нарушения согласования, управления (аграмматизмы).

 

Вопрос № 84.

Принципы отбора детей с нарушениями речи в образовательные учреждения.

 

1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий.

Значение дифференциальной диагностики при разграничении детей с нарушениями речи от сходных по внешним проявлениям дефектов.

Противопоказания к зачислению.

2.Возрастной принцип.

- отбор детей в детские дошкольные учреждения,

- отбор детей на логопедические пункты при общеобразовательных школах,

- отбор в специальные школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

3.Принцип дифференцированного обучения детей с разными по тяжести речевыми дефектами.

-комплектование специальных групп для детей с нарушениями речи,

-комплектование логопедических пунктов при общеобразовательных школах,

- комплектование классов по степени речевого недоразвития детей в специальных школах для детей с нарушениями речи.


Вопрос №87.

Основные этапы воспитания нарушенного звука.

 

1. Подготовительный этап.

- образец нормированной речи,

- развитие фонематического слуха и восприятия,

- формирование психологической базы речи,

- развитие артикуляционного праксиса.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

 

2. Этап постановки звука.

Основные способы постановки звука:

- по подражанию,

- от опорных звуков,

- использование артикуляционных упражнений,

- по аналогии с гласными звуками,

- использование механической помощи,

- использование специальных зондов.

 

3. Этап автоматизации звука.

Закрепление вновь созданной артикуляции:

- закрепление акустико-артикуляционного образа звука,

- сравнение с нормированным произношением,

- развитие фонематического слуха,

- развитие фонематического восприятия.

Автоматизация звука в слогах:

- в обратных слогах ( глухие согласные),

- между гласными,

- в прямых слогах,

- в слогах со стечением согласных,

- в рядах слогов (без ударения, с ударением, на переключение).

Автоматизация звука в словах:

- в различных фонетических позициях,

- с использованием договорок, загадок,

- самостоятельное высказывание ребёнка.

Автоматизация звука на уровне предложения:

- в отдельных предложениях,

- в связном тексте (чистоговорки, стихи, небольшие тексты)

 

4. Этап формирования контроля за произношением.

Дифференциация звуков.

Умение и навык употребления звука во всех ситуациях общения.


Вопрос №89.

Структура занятий при постановке звука, автоматизации звука, дифференциации звука.

 

1. Структура логопедического занятия по постановке звука.

Тема занятия.

Цели занятия: образовательные, коррекционные, воспитательные)

Оборудование.

Ход занятия:

-организационный момент

- артикуляционная зарядка,

-объявление темы занятия

-постановка звука,

- анализ артикуляции звука по плану, по аналогии,

- закрепление изолированного звука,

- развитие фонематического слуха,

*опознание звука из ряда изолированных звуков,

* опознание звука из слогов,

* опознание звука из слов,

- закрепление звука:

* в слогах,

* в словах,

* в предложении,

- домашнее задание,

- итог занятия.

- оценка работы ребёнка.

 

2. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука.

Тема занятия.

Цели занятия: образовательные, коррекционные, воспитательные)

Оборудование.

Ход занятия:

- артикуляционная гимнастика,

-объявление темы занятия,

- произношение изолированного звука,

- анализ артикуляции по плану,

- характеристика звука,

- связь звука с буквой,

- развитие фонематического слуха,

- закрепление звука в слогах, звуковой анализ,

- закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ,

- закрепление звука в предложении,

- закрепление звука в тексте,

- домашнее задание,

- итог занятия,

- оценка работы детей.


3. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука.

Тема занятия.

Цели занятия: образовательные, коррекционные, воспитательные)

Оборудование.

Ход занятия:

- организационный момент,

-артикуляционная гимнастика,

- объявление темы занятия,

- проговаривание звука,

- анализ артикуляции с выделением общих и различных моментов,

- характеристика звуков,

- связь звуков с буквами,

- развитие фонематического слуха,

- дифференциация звуков в слогах,

- дифференциация звуков в словах,

- дифференциация звуков в предложении,

- дифференциация звуков в тексте,

- домашнее задание.

-итог занятия,

-оценка работы детей.

 

 

Вопрос№90.

Формирование диагностических, методических и прогностических выводов при формировании логопедического заключения.

 

Логопедическое заключение должно рассматриваться учётом пересечения двух классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической.

Психолого-педагогическая классификация выявляет речевую симптоматику на основе психолого-лингвистических критериев. Это позволяет описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи : общее недоразвитие, фонетико-фонематическое и т.д.

Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств: дислалия, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, алалия, афазия, тахилалия, заикание.

Данные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах.

Вместе они дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учётом симптоматики и механизмов нарушений речи.

В логопедическом заключении необходимо указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

 

1.Фонетическое нарушение речи.

Дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, дисфония.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дислалия, дизартрия, ринолалия

3. Фонематическое недоразвитие речи

Дислалия.

4. Нерезковыраженное общее недоразвитие речи:

Алалия, афазия, дизартрия, ринолалия.

5. Общее недоразвитие речи.

Алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.

6. Нарушение темпо-ритмической организации речи.

Зиакание, тахилалия, брадилалия, спотыкание.

 

Формулировки логопедического заключения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, акустико-фонематическая дислалия.

Общее недоразвитие речи(1 уровень), моторная алалия.