Обзорные лекции перед государственным экзаменом
Цель и сущность логопедического воздействия.
Направления коррекции дефектов звукопроизношения:
v развитие функций речеслухового анализатора;
v развитие функций речедвигательного анализатора.
Этапы работы над звукопроизношением:
- Подготовительный этап. Основные задачи. Комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия.
Направления этапа:
· формирование умений и навыков по опознанию и дифференциации фонем в речевом потоке;
· формирование артикуляторных умений и навыков (цель артикуляционной гимнастики);
· работа над развитием обще речевых умений и навыков;
· работа по обогащению словаря.
- Этап постановки звуков.
Направления этапа:
· работа по формированию правильной артикуляции звука (основные способы постановки звуков по группам – свистящих, шипящих, соноров [Л, Л’,Р, Р’]).
- Этап автоматизации звуков:
· автоматизация изолированного звука;
· автоматизация звуков в слогах;
· автоматизация звуков в словах;
· автоматизация звуков во фразе;
· автоматизация звуков в тексте;
· автоматизация звуков в самостоятельной, спонтанной речи ребёнка.
- Этап дифференциации.
Основная задача этапа.
Последовательность работы по дифференциации:
· дифференциация изолированного звука;
· дифференциация звуков в слогах;
· дифференциация звуков в словах;
· дифференциация звуков в предложениях;
· дифференциация звуков в тексте;
· дифференциация звуков в самостоятельной речи.
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков: лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
Вопрос№79.
Организация и проведение обследования слоговой структуры слова, словообразования и грамматического строя речи.
Обследование слоговой структуры слова.
Повторение различных типов слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных).
Воспроизведение слов различной слоговой структуры в следующей последовательности: слова типа «мама, канава, кот, диван, банка, книга, стол, куст, автомат, сковорода, лекарство, скворечник, Буратино, милиционер»:
-реакция на оптический раздражитель,
-реакция на акустический раздражитель,
Воспроизведение слов различной слоговой структуры в предложении:
- реакция на оптический раздражитель,
- реакция на акустический раздражитель.
Петя пьёт горькое лекарство. На посту стоит милиционер. Рыбки плавают в аквариуме. На ёлке зажглись электрические лампочки.
Оценивается : Характер искажения слоговой структуры слов(сокращение слогов(элизии), перестановка слогов(литеральныепарафазии), повторение слогов(персеверация), уподобление слогов, соединение элементов нескольких слов в одно слово(контаминация).
Обследование словообразования.
-образование существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-образование названий детёнышей животных,
-образование прилагательных от существительных:
относительных, притяжательных,
-образование приставочных глаголов (назвать действия),
-образование глаголов совершенного вида.
Оценивается: возможность или невозможность самостоятельно, по образцу образовывать новые слова.
Обследование грамматического строя речи.
Обследование способов управления:
-употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа,
-употребление существительных в косвенных падежах без предлога,
-употребление формы родительного падежа множественного числа существительных,
-употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на под, над, за, перед, около),
Обследование способов согласования:
-согласование прилагательных с существительными в единственном числе,
-употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными.
Обследование типов грамматических конструкций:
-простое предложение(по опорному слову, по отдельным словам, по сюжетной картинке),
-сложно-сочинённое, сложно-подчинённое предложения( по вопросам к сюжетной картинке)
Оценивается: нарушения согласования, управления (аграмматизмы).
Вопрос № 84.
Принципы отбора детей с нарушениями речи в образовательные учреждения.
1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий.
Значение дифференциальной диагностики при разграничении детей с нарушениями речи от сходных по внешним проявлениям дефектов.
Противопоказания к зачислению.
2.Возрастной принцип.
- отбор детей в детские дошкольные учреждения,
- отбор детей на логопедические пункты при общеобразовательных школах,
- отбор в специальные школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
3.Принцип дифференцированного обучения детей с разными по тяжести речевыми дефектами.
-комплектование специальных групп для детей с нарушениями речи,
-комплектование логопедических пунктов при общеобразовательных школах,
- комплектование классов по степени речевого недоразвития детей в специальных школах для детей с нарушениями речи.
Вопрос №87.
Основные этапы воспитания нарушенного звука.
1. Подготовительный этап.
- образец нормированной речи,
- развитие фонематического слуха и восприятия,
- формирование психологической базы речи,
- развитие артикуляционного праксиса.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики.
2. Этап постановки звука.
Основные способы постановки звука:
- по подражанию,
- от опорных звуков,
- использование артикуляционных упражнений,
- по аналогии с гласными звуками,
- использование механической помощи,
- использование специальных зондов.
3. Этап автоматизации звука.
Закрепление вновь созданной артикуляции:
- закрепление акустико-артикуляционного образа звука,
- сравнение с нормированным произношением,
- развитие фонематического слуха,
- развитие фонематического восприятия.
Автоматизация звука в слогах:
- в обратных слогах ( глухие согласные),
- между гласными,
- в прямых слогах,
- в слогах со стечением согласных,
- в рядах слогов (без ударения, с ударением, на переключение).
Автоматизация звука в словах:
- в различных фонетических позициях,
- с использованием договорок, загадок,
- самостоятельное высказывание ребёнка.
Автоматизация звука на уровне предложения:
- в отдельных предложениях,
- в связном тексте (чистоговорки, стихи, небольшие тексты)
4. Этап формирования контроля за произношением.
Дифференциация звуков.
Умение и навык употребления звука во всех ситуациях общения.
Вопрос №89.
Структура занятий при постановке звука, автоматизации звука, дифференциации звука.
1. Структура логопедического занятия по постановке звука.
Тема занятия.
Цели занятия: образовательные, коррекционные, воспитательные)
Оборудование.
Ход занятия:
-организационный момент
- артикуляционная зарядка,
-объявление темы занятия
-постановка звука,
- анализ артикуляции звука по плану, по аналогии,
- закрепление изолированного звука,
- развитие фонематического слуха,
*опознание звука из ряда изолированных звуков,
* опознание звука из слогов,
* опознание звука из слов,
- закрепление звука:
* в слогах,
* в словах,
* в предложении,
- домашнее задание,
- итог занятия.
- оценка работы ребёнка.
2. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука.
Тема занятия.
Цели занятия: образовательные, коррекционные, воспитательные)
Оборудование.
Ход занятия:
- артикуляционная гимнастика,
-объявление темы занятия,
- произношение изолированного звука,
- анализ артикуляции по плану,
- характеристика звука,
- связь звука с буквой,
- развитие фонематического слуха,
- закрепление звука в слогах, звуковой анализ,
- закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ,
- закрепление звука в предложении,
- закрепление звука в тексте,
- домашнее задание,
- итог занятия,
- оценка работы детей.
3. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука.
Тема занятия.
Цели занятия: образовательные, коррекционные, воспитательные)
Оборудование.
Ход занятия:
- организационный момент,
-артикуляционная гимнастика,
- объявление темы занятия,
- проговаривание звука,
- анализ артикуляции с выделением общих и различных моментов,
- характеристика звуков,
- связь звуков с буквами,
- развитие фонематического слуха,
- дифференциация звуков в слогах,
- дифференциация звуков в словах,
- дифференциация звуков в предложении,
- дифференциация звуков в тексте,
- домашнее задание.
-итог занятия,
-оценка работы детей.
Вопрос№90.
Формирование диагностических, методических и прогностических выводов при формировании логопедического заключения.
Логопедическое заключение должно рассматриваться учётом пересечения двух классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической.
Психолого-педагогическая классификация выявляет речевую симптоматику на основе психолого-лингвистических критериев. Это позволяет описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи : общее недоразвитие, фонетико-фонематическое и т.д.
Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств: дислалия, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, алалия, афазия, тахилалия, заикание.
Данные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах.
Вместе они дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учётом симптоматики и механизмов нарушений речи.
В логопедическом заключении необходимо указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1.Фонетическое нарушение речи.
Дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, дисфония.
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Дислалия, дизартрия, ринолалия
3. Фонематическое недоразвитие речи
Дислалия.
4. Нерезковыраженное общее недоразвитие речи:
Алалия, афазия, дизартрия, ринолалия.
5. Общее недоразвитие речи.
Алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.
6. Нарушение темпо-ритмической организации речи.
Зиакание, тахилалия, брадилалия, спотыкание.
Формулировки логопедического заключения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, акустико-фонематическая дислалия.
Общее недоразвитие речи(1 уровень), моторная алалия.