Формы нарушения звуков

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одка (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, необходимо обратить внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: сигматизм и парасигматизм (нарушения свистящих и шипящих звуков); ламбдацизм и параламбдацизм (нарушения звуков [л] и [л']); ротацизм и параротацизм (нарушения звуков [р] и [р']); йотацизм и парайотацизм (нарушения звука [й]); каппацизм, гаммацизм, хитизм, и паракаппацизм, парагаммацизм, парахитизм (нарушения заднеязычных звуков); дефекты озвончения и оглушения; смягчения и твердости согласных звуков (нарушения групп звонких и мягких согласных звуков).

Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.).

 

Вопрос № 63

Методы и приемы коррекции нарушений произношения

свистящих звуков.

Методика постановки свистящих звуков.

I. Межзубный сигматизм.

1. По подражанию.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3. Пение [т'].

 

II. Боковой сигматизм

1. Через межзубное произношение.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3. Пение [т'].

 

III. Носовой сигматизм

1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами.

2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.

3. Через межзубное произношение.

 

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придер- живая нижнюю губу.

2. Пение [т].

 

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

 

VI. Свистящий парасигматизм

1. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

2. Через межзубное произношение звука [ф].

 

Автоматизация свистящих звуков.

Последовательность закрепления звука: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма свистящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

 

Дифференциация свистящих звуков.

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука.

При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

 

 

64. Методы и приемы коррекции нарушений произношения

шипящих звуков.

Методика постановки шипящих звуков.

I. Межзубный сигматизм.

1. По подражанию.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

 

II. Боковой сигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

3. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

4. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

 

III. Носовой сигматизм

1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа.

Через межзубное произношение.

 

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

 

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью.

 

VI. Шипящий парасигматизм

1. С механической помощью, используя спичку или зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

 

Автоматизация свистящих звуков.

Последовательность закрепления звука: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

 

Дифференциация свистящих звуков.

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука.

При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

 

 

65. Методы и приемы коррекции нарушений произношения аффрикатов.

Звук [ц]:

1. Артикуляционная гимнастика:

- «Лопата»;

- «Качели»

- положить широкий язык на губу и выдохнуть на кончик языка;

- «Горка»;

- «Горка» и отрабатывать выдох;

- «Желобок».

2. Приемы постановки звука [ц]:

- через составные части: сначала ребенок произносит звуки [т] и [с] отдельно, слитно с большой паузой, а затем слитно без паузы;

- от артикуляционных упражнений: «Горка», выдох толчком.

3. Автоматизация звука [ц]:

- берем обратный слог ац, оц и отрабатываем выдох;

- закрепляем звук [ц] между гласными аца, оцо;

- берем прямой слог ца, цо.

 

Звук [ч]:

1. Артикуляционная гимнастика:

- «Лопата»;

- «Качели»;

- «Вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу широким языком);

- положить широкий язык на губу и выдохнуть на кончик языка;

- «Фокус» (поднять широкий язык на верхнюю губу и выдохнуть);

- «Чашечка»;

- «Лошадка» (прищелкивание кончиком языка, передней частью спинки языка);

- «Грибок»;

- «Маляр».

2. Приемы постановки звука [ц]:

- по подражанию;

- через составные части: сначала ребенок произносит звуки [т’] и [щ] отдельно на одном выдохе, круговые движения рукой, звуки произносим медленно, четко, слитно, а затем убыстряем темп произнесения;

- от звука [т’]: кулачки к щечкам, произносить звук [т’], губы выдвигать вперед.

3. Автоматизация звука [ч]:

- берем обратный слог ач, оч и отрабатываем выдох;

- закрепляем звук [ч] между гласными ача, очо;

- берем прямой слог ча, чо;

- слова, заканчивающиеся на звук [ч] (врач, кирпич).

 

Звук [щ]:

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при звуке [ч]).

2. Приемы постановки звука [ц]:

- по подражанию;

- от слога ась: произносим слог ась, поднимая передний край языка вверх, губы выдвигаем несколько вперед;

- от опорного звука [ч]: кулачки к щечкам, произносить звук [ч] быстро, чувствуем толчок выдыхаемой струи воздуха на руке, затем звук [ч] произносим с придыханием, «выпускаем пар»;

- от опорного звука [ш]: произносим звук [ш] и улыбаемся как можно шире.

3. Автоматизация звука [щ] (та же, что и при звуке [ч]).

 

 

66. Методы и приемы коррекции нарушений произношения заднеязычных.

 

Каппацизм:

1. Артикуляционная гимнастика:

- «Лопатка»;

- положить широкий язык на губу и отодвинуть назад в рот;

- «Горка»;

- отрабатывать выдох.

2. Приемы постановки звука [к]:

- от опорного звука [т]: побуждаем ребенка произносить слоги та-та-та и в момент произнесения шпатылем (зондом) отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба.

 

Гаммацизм:

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при каппацизме).

2. Приемы постановки звука [г]:

- от опорного звука [д]: побуждаем ребенка произносить слоги да-да-да и в момент произнесения шпатылем (зондом) отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба;

- от звука [к]: с помощью тактильно-вибрационного контроля;

- по аналогии с гласными.

 

Хитизм:

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при каппацизме).

2. Приемы постановки звука [х]:

- от позевывания;

- при опоре на безусловно-рефлекторные движения: ручки замерзли – погреем ручки;

- от опорного звука [с]: побуждаем ребенка произносить слоги са-са-са и в момент произнесения шпатылем (зондом) отодвигается язык назад до образования щели между корнем языка и задним краем твёрдого нёба.

 

Автоматизация и дифференциация заднеязычных звуков.

Последовательность работы над звуками:

- изолированно;

- в слогах;

- в словах;

- в предложениях;

- в коротких текстах.

 

67. Методы и приемы коррекции ротацизма.

Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Дополнительные упражнения (приемы):производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически — тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.

Первый вариант: язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Второй вариант: постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Упражнение «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».