Организация профилактической логопедической работы

Вторичная профилактика. Коррекционная работа с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Предупреждение возможных вторичных, более отдаленных последствий речевой патологии.

Первичная профилактика.Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Генетическое консультирование будущих родителей. Психолого-педагогическое просвещение молодых родителей. Понятие «фактор риска». Биологические и социально-психологические факторы риска речевых нарушений. Требования в семье к речи ребенка. Особенности воспитательно-образовательной работы в семье на разных возрастных этапах.

Третичная профилактика. Задачи: профессиональная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи. Основное направление - глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи.

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с периода новорожденности, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках.

Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению.

 

Вопрос № 62

Характеристика основных нарушений произношения звуков.

Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики, несформированностью межанализаторных связей.

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22%, шипящих — 24% , [р] — 26% , [л] — 10% , звонких — 4,5%, заднеязычных — 1% (по данным М.А. Александровской). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.