Принципы и методы восстановительного обучения при различных формах афазии у детей и взрослых
Эффективность нейрореабилитации обеспечивается комплексом мероприятий, охватывающим:
1) медикаментозное лечение;
2)ЛФК, массаж, физиотерапию;
3) восстановительное обучение, предполагающее индивидуаль
ную и групповую логотерапию, а также систему психолого-
коррекционного воздействия;
4)мероприятия по социально-трудовой и социально-бытовой
реабилитации;
5) психотерапию, в том числе и семейную.
• Формы афазии.
• Речевые статусы больных при разных формах афазии.
• Восстановительное обучение больных с разными формами афазии.
• Особенности динамики восстановления речевой функции при
разных формах афазии на соответствующих этапах логопедической работы.
1. Нарушения неречевых функций:
• Агнозии (зрительные, слуховые, тактильные).
• Апраксии.
• Неспецифические расстройства высших психических функций
(изменения нейродинамики).
2. Восстановление неречевых функций, т.е. преодоление нарушений:
• различных видов гнозиса и праксиса: предметного; буквенного;
лицевого; цветового гнозиса;
• оптико-пространственной апрактогнозии; расстройств конструктивной деятельности;
• нарушений схемы тела;
• праксических и гностических функций, нарушенных по субдоминантному типу;
3. Социально-психологические аспекты использования неречевой деятельности при афазии:
• Занятия с использованием предметно-практической деятельности.
• Занятия с применением средств невербальной коммуникации.
Вопрос № 60
Содержание работы логопеда в образовательных учреждениях
для детей с нарушениями речи.
Перечень основных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др.
Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи:
· Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.,1978.
· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991.
· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». - М., 1993.
· Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-ти лет) /Проект программы разработан Мироновой С.А./Академия педагогических наук СССР, НИИ Дефектологии Министерства Просвещения СССР, 1984.
Общие и частные задачи учителя-логопеда в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.
Организация рабочего времени учителя-логопеда.
Этапы коррекционно-образовательного процесса:
1. Организационный.
Основное содержание: стартовая логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями; формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Результат: конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье; конструирование программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития; конструирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
2. Основной.
Основное содержание:решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах; логопедический мониторинг; согласование, уточнение меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Организация логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).
Результат:достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
3. Заключительный.
Основное содержание: Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с ребенком (группой детей); определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи. Результат: решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой детей), изменении ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.
Вопрос № 61
Профилактика речевых нарушений.
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.
В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.
Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них речевой патологии. Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Профилактические осмотры детей от 0 до 14 лет в поликлинике, в детских дошкольных учреждениях и школах. Изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей.
Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.
Задачи: а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;
б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;
в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.