Методика логопедической работы при закрытой ринолалии
Ринолалия как речевое нарушение. Статистика. Этиология и патогенез. Классификация.
Ринолалия (от греческого rhinos — нос; lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств.
К изменению акустических параметров присоединяется спектр отклонений в аэродинамических условиях речеобразования (недостаточное воздушное давление в полости рта, утечка воздуха через носовые ходы), возникает приспособление к особым условиях, которое и создает разнообразные искажения произношения.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения звуков речи.
Причина закрытой ринолалии — органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органические изменения являются следствием болезненных явлений, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание (хроническая гипертрофия слизистой носа, главным образом — задних нижних раковин, полипы в носовой полости, аденоидные разрастания, изредка носоглоточные полипы и др.).
Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей чаще, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости.
Открытая ринолалия. Причины открытой ринолалии могут быть органическими и функциональными.
Органические причиныподразделяются на врожденные и приобретенные:
а) наиболее частой причиной врожденной открытой формы
является расщепление мягкого или твердого нёба;
б) приобретенная открытая ринолалия образуется при возникновении отверстия между ротовой и носовой полостями или
при параличе мягкого нёба.
Функциональная открытая ринолалияпроисходит по разным причинам. Объясняется она недотягиванием мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Функциональная открытая форма может проявляться при истерии, иногда — как самостоятельный дефект, иногда — как подражательный.
Обследование при открытой ринолалии обычно не выявляет органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой формы служит также и то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при согласных звуков нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализация не выявляется.
Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный. Назальный тембр голоса исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, которые применяют при дислалии.
Врожденные несращения лица и неба. Случаи рождения ребенка с расщелиной губы и нёба — один на 500-800 рождений нормальных детей. Врожденные дефекты лица и нёба являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечаются наследственный характер этой аномалии, дефицит отдельных микроэлементов, применение некоторых гормональных препаратов. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией и т.п., алкоголь, курение. Причинами аномалии могут быть отрицательные факторы, связанные с профессией, психические потрясения и ряд других. Многие авторы подчеркивают сочетанное воздействие ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов.
У таких детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства, связанные с наличием дефекта. Расщелины губы и нёба оказывают также различное влияние на формирование речи в зависимости от величины и формы анатомического дефекта. Принято различать следующие виды расщелин:
1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного
отростка;
2) расщелины твердого и мягкого нёба;
3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба —
одно- и двусторонние;
4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.
Вопрос № 36
Особенности оказания коррекционной помощи детям с ринолалией
Коррекционно- педагогическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность.
В первую очередь проводятся мероприятия по компенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологический базис для нормализации речи. После этого все внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи — устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизношения, поскольку сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосоведения обеспечивает возможность выработки стереотипа нормальной речи.
Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.
Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.
I. Дооперационный подготовительный этап.
II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков.
Устранение избыточного носового резонанса.
III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.
IV. Этап полной автоматизации новых навыков.
Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.
Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше. Установлено, что с возрастом показатели речевого развития ухудшаются по сравнению с нормально говорящими детьми. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.
Вопрос № 37
При органической закрытой ринолалиипрежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного в.
Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) в силу носового выдоха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (л,, б — м; д — »).
Вопрос № 44
Нарушения голоса. Этиология и патогенез. Классификация. Особенности восстановительной работы. Прогноз и эффективность.
Определение и основные характеристики голоса.
Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий нормально звучащий голос восстанавливается. При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.
Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония. У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса — физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.
Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией. К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.
К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяются высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью.
Органические и функциональные афонии и дисфонии различаются по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической картине гортани и степени восстановления голоса.
Вопрос № 45
Методики логопедической работы при дисфонии, фонастении, ринофонии, афонии
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно, совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии — фонопедии. Артикуляционные дыхательныe и голосовые упражнения сочетаются с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением.
Используется ортофонический метод устранения расстройства голосовой функции — применение артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений. Основная их цель — восстановление или создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием.
Дети получают специальную логопедическую помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник.
Вопросы методики восстановления голоса разработаны Е.С. Алмазовой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой и др. Коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно — в зависимости от патологических проявлений каждого типа голосового расстройства. Однако начальным звеном всегда является психотерапевтическая беседа, основная цель которой — убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции.
Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура. В начальном цикле занятий используют несложные артикуляционные упражнения (гимнастику языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба, кашлевые движения, «мычание» и пр.). Одновременно тренируют длительное произнесение гласных звуков, фрикативных согласных (ф, с, ш, х, в, з, ж), затем — глухих и звонких взрывных (п, т, к, б, д, г). Особое внимание логопед обращает на четкость и силу артикуляционных движений. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука м и слогов му, затем — мум.
Основное содержание следующего периода — автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, фраз и отработка высоты, силы, модуляции голоса. Большую роль при этом играют вокальные упражнения, которые начинают с гласного звука у.
Заключительный этап — введение вызванного голоса в повседневное речевое общение. Процесс восстановления голоса длится 3-4 месяца и более эффективен в возрасте 3—4-х лет.
Основная задача логопедической работы при восстановлении функциональных нарушений голоса — преодоление стойкого фиксированного патологического рефлекса голосообразования.
У детей с функциональной афонией при попытках фонации появляется звучный кашель, что значительно облегчает и ускоряет этап вызывания звука голоса. На имитации мычания, гласном у голос обычно вызывается уже на первом занятии. Далее голос автоматизируется в слогах, словах, фразах со всеми гласными и согласными. При стойком нарушении голоса требуется более длительная логопедическая работа (иногда в течение месяца). И в этом случае прогноз обычно благоприятный.
Патологическая мутация также требует своевременного вмешательства логопеда. Наиболее часто встречается затянувшаяся мутация, когда голос надолго приобретает высокое фальцетное звучание. Здесь основная задача логопедической работы — скоординировать деятельность артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, фиксировать более низкое, ненапряженное положение гортани и поставить все звуки речи — как гласные, так и согласные — в этом новом положении.
Вопрос № 50