Место логопедии в системе специальной педагогики. История становления.

Логопедия – это отрасль специальной педагогики, изучающая различные речевые нарушения, методы их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Структура логопедического процесса влючает субъект и объект педагогического процесса (динамическая система «логопед-ребенок»); содержание педагогического процесса; логопедическую диагностику; критерии эффективности логопедического воздействия. В настоящее время можно выделить фундаментальные и прикладные задачи логопедагогики. К числу фундаментальных можно отнести:

· исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

· разработку методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи в раннем возрасте;

· определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи;

Прикладные задачи решаются при разработке специальных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения, создании дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составлении рекомендаций для учреждений и родителей.

Логопедия исторически складывалась как интегративная об­ласть знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих фор­мирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосно­вывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправле­ния и восстановления речи.

Краткие исторические сведения.Изучение речевой патологии и еекоррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с серединыXIXв.

С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушении, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений. а также с созданием эффективных методик их преодоления. Ста­новление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А.Рау, М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.

 

 

Вопрос№7.

Анатомо-физиологические механизмы речи, основные закономерности развития у ребёнка.

 

Анатомо-физиологические механизмы речи - это строение и функциональная организация речевой деятельности.

 

Исследования отечественных учёных: И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев и др. о формировании речи.

 

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального и периферического.

 

Центральный речевой аппарат.

Место расположения.

Строение и функции отделов центрального речевого аппарата.

Кора головного мозга

Значение лобной, теменной, височной и затылочной доли преимущественно левого полушария (у левшей правого) в осуществлении речевой деятельности.

Центр Брока. Расположение, значение.

Центр Вернике. Расположение, значение.

Подкорковые ядра – ритм, тем и выразительность речи.

Центробежные и центростремительные нервные пути.

Ядра ствола.

Черепно-мозговые нервы: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий,и подъязычный.

 

Речевой акт.

Формирование динамического стереотипа.

Периферический речевой аппарат.

Дыхательный, голосовой, артикуляционный отделы.

Дыхательный: грудная клетка с лёгкими, бронхами и трахеей.

 

Физиологическое и речевое дыхание.

Формирования речевых звуков, речевой мелодии.

Последовательность фаз при речевом дыхании.

Характеристика процесса дыхания

 

Периферический речевой аппарат.

Голосовой отдел.: гортань, с голосовыми складками.

Артикуляционный отдел: губы, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо, альвеолы, язык, надставная труба: глотка, ротовая полость, новая полость.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Физиологические функции артикуляционного аппарата.

Вопрос №8.

Медико-психологические основы нарушений речевого развития.

Р.Е. Левиной был разработан комплексный, динамический подход к пониманию речевой патологии у детей. Данный подход предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, и понимание значимости этих связей для коррекционного обучения. Комплексный динамический подход к ребёнку с речевой патологией помогает сформулировать правильное заключение, отграничить первичную речевую патологию от общего интеллектуального недоразвития, а также наметить пути прогнозирования дальнейшего речевого и психического развития.

Для обоснования диагноза необходимо:

- комплексное медицинское обследование,

-логопедическое обследование,

- психологическое обследование,

- динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы, медикаментозное лечение.

В результате обследования определяем ведущий дефект и вторично связанных с ним нарушений, что является необходимым, прежде всего для определения направлений коррекционно-педагогической работы. Для понимания первичного дефекта в речевом недоразвитии необходимо тщательное неврологическое, психологическое обследование ребёнка с привлечением данных о состоянии его слуха, зрения.

 

 

Вопрос № 10

Теоретические основы специальной педагогической науки об обучении и воспитании лиц с нарушениями речи

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психи­ческого развития ребенка, деятельностный подход, онтогене­тический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптома­тики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип об­ходного пути, общедидактические и другие принципы.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип системностиопирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции на­рушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, дан­ных медицинского, психологического, логопедического обсле­дования, соотнесение уровней развития познавательной деятель­ности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в син­дром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.) Устранение речевых на­рушений в этих случаях должно носить комплексный, меди­ко-психолого-педагогический характер.

Таким образом, при изучении и устранении речевых рас­стройств важное значение имеет принцип комплексности,

В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важ­но учитывать общие и специфические закономерности разви­тия аномальных детей.

Принцип развитияпредполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также органи­зация логопедической работы с ними осуществляются с уче­том ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воз­действия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррек­ции речевых нарушений большое значение имеет установле­ние в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, сим­птоматики нарушения, выделение ведущих расстройств,соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

Впроцессе компенсации нарушенных речевых и нерече­вых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути,т. е. формиро­вания новой функциональной системы в обход пострадавше­го звена.

Важное место при изучении и коррекции речевых наруше­ний занимают дидактические принципы:наглядность, дос­тупность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравни­тельный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплек­сный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: об­сервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизирован­ные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметри-ческие примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестичес­ких данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с приме­нением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, спо­собы теоретического исследования связей между изучаемы­ми явлениями (связь между частями и целым, между отдель­ными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечиваю­щие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппа­ратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, ки­нематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

 

Вопрос № 11

Методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи.

Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обуче­ния и воспитания.

Логопедия является одним из разделов специальной (коррекционной) педагогики. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь) и пейдео (воспитываю, обучаю), что в пе­реводе обозначает «воспитание речи».

Предметом логопедии является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия тради­ционно подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основы логопедии как педагогической науки разработа­ны Р.Е. Левиной в 50—70-х гг. XX века и базируются на учении о слож­ной иерархической структуреречевой деятельности.

Психологическую основу методик коррекции нарушений речи у детей составляет теория речи и речевой деятельности. Речевая деятельность реализуется в ее основных видах: слушание (аудирова­ние), говорение (произношение), чтение, письмо (письменная речь). Эти виды являются основными для взаимодействия человека в процессе вербального общения. В зависимости от направленности на прием (декодирование) или выдачу (кодирование) речевого сооб­щения виды речевой деятельности подразделяются на рецептивные и продуктивные.

Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и др.

Речь занимает центральное место в процессе психического раз­вития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и со­знания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интел­лектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет).

Практическое решение проблемы преодоления речевого недо­развития у детей определяется пониманием соотношения языка и речи. Нередко эти термины неправильно употребляются как сино­нимы. В современных психологических и лингвистических иссле­дованиях отмечаются существенные различия этих понятий.

Язык — это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.

Речь же представляет собой психофизиологический процесс реа­лизации языка.

Язык является средством общения, а речь — процессом обще­ния.

Вопрос № 12.

Этиология и патогенез нарушений устной и письменной речи.

 

Этиология. Определение.

Внешние и внутренние причины нарушения речи

Органические причины: центральные и периферические.

Значение наследственных факторов в этиологии речевых нарушений.

Социально-психологические причины патологического развития речи. Л.С.Выготский о социальной ситуации развития как методологической основе изучения причин нарушения речевого развития в детском возрасте.

Сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичным для каждого возрастного этапа развития психики, следовательно и речи как одной из форм психической деятельности.

Понятия «депривация», «госпитализм».

Виды психической депривации, их влияние на речевое развитие детей.

Функциональные причины патологического развития речи.

Нарушение устной речи.

Основные структурные компоненты устной речи. Варианты их нарушения.

Нарушения письменной речи.

Определение дислексии, дисграфии.

Влияние нарушения речи на все психическое развитие ребёнка, отражение на его деятельности, поведении.

Влияние тяжёлых нарушений речи на умственное развитие. Мышление и речь.

Критические периоды в развитии речевой функции, их характеристика.

Критические периоды как предрасполагающие факторы нарушения речи.

Их сочетание с другими неблагоприятными факторами- генетическими, общей ослабленностью ребёнка.

 

Вопрос №13

Взаимосвязь первичного и вторичного дефекта в структуре речевого недоразвития.

 

Л.С. Выготский о первичном и вторичном дефектах.

Основные положения этой теории:

ПЕРВИЧНЫЕ дефекты: Возникают в результате органического поражения биологической системы (анализаторов, высших отделов коры головного мозга, и др.), вследствие воздействия патогенных факторов. Носят характер недоразвития или повреждения.

ВТОРИЧНЫЕ дефекты: Возникают опосредованно, т.е. зависят от наличия первичного нарушения. Имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. При этом вторично недоразвиваются те функции, которые находятся в сензитивном периоде.

Также могут возникать третичные и четвертичные нарушении:

Все нарушения взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

 

Структура дефекта при недоразвитии или повреждении речи.

Первичный дефект недоразвития или повреждения различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений:

-Нарушение формирования познавательной и коммуникативной функции речи:

-Ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений,

- недостатки памяти

-недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания,

-снижение уровня обобщений,

-недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Эти особенности , могут привести к трудностям в общении с другими людьми,

нарушению его социальных связей с окружающим миром,

к чувству отверженности и одиночества.

 

Вопрос№14.

Анализ фонетической, фонетико-фонематической и лексико-грамматической недостаточности при различных речевых нарушениях.

 

1.Фонетическое нарушение речи.

Нарушения звукопроизношения, голоса, темпа, плавности речи.

Наблюдается при органической дислалии, дизартрии, ринолалии, брадилалии, тахилалии, дисфонии.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Нарушения звукопроизношения, фонематического слуха.

Наблюдается при функциональной дислалии, дизартрии, ринолалии

3. Фонематическое недоразвитие речи

Звукопроизношение не нарушено, но в самостоятельной речи смешивают звуки,

нарушение фонематического слуха.

Наблюдается при акустико-фонематической дислалии.

4. Нерезковыраженное общее недоразвитие речи:

Нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

Наблюдается при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии.

5. Общее недоразвитие речи.

Нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

Наблюдается при алалии, афазии, ринолалии, дизартрии.

6. Заикание.

Наблюдается нарушение темпо-ритмической организации речи.

 

 

Вопрос №15.

Этиология и патогенез нарушений устной и письменной речи.

 

Определение понятий «этиология», «патогенез».

Причины нарушений речи.

 

Экзогенно-органические факторы и их роль в возникновении речевых расстройств.

 

Значение наследственных факторов в этиологии речевых нарушений.

 

Социально-психологические причины патологического развития речи. Л.С.Выготский о социальной ситуации развития как методологической основе изучения причин нарушения речевого развития в детском возрасте.

Сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичным для каждого возрастного этапа развития психики, следовательно, и речи как одной из форм психической деятельности.

Понятия «депривация», «госпитализм».

Виды психической депривации, их влияние на речевое развитие детей.

 

Функциональные причины патологического развития речи.

 

Значение анализа речевой патологии для преодоления речевых нарушений у детей.

 

Вопрос №16.

 

Системный подход и его роль в анализе речевых нарушений.

Р.Е.Левина о системном подходе к анализу речевой патологии.

 

Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи.

Нарушение отдельных компонентов речи.

Нарушение всех компонентов речи.

Анализ связи между различными речевыми компонентами в процессе развития.

Системогенез как специфическая закономерность развития организма.

Взаимодействие между языковыми компонентами и нейрофизиологическим данными о формировании функциональной речевой системы.

Принцип системного подхода как основа педагогической классификации.

Комплектование специальных учреждений для детей с нарушениями речи на основе принципа системного подхода.

Значение системного анализа для определения методов и путей коррекционно-педагогической работы.


 

 

Вопрос № 17

Создание условий для нормального речевого развития

Нормальное речевое развитие ребенка зависит от определенных биологических, социальных, педагогических и психологических условий.

1. Биологические условия: генетическое консультирование будущих родителей; создание для будущей матери максимально благоприятных для развития плода условий, с целью профилактики возможных перинатальных нарушений центральной нервной системы; качественное ведение родов; своевременное клиническое обследование новорожденного, выполнение рекомендаций врачей; естественное вскармливание.

2. Социальные условия: качественный уход за новорожденным; близкий эмоциональный контакт с матерью и близкими родными; психолого-педагогическое консультирование семьи, имеющей ребенка раннего возраста, правильно организованная речь взрослых при общении с ребенком.

3. Педагогические условия: поэтапное речевое развитие. I этап (1-3 месяца) – тактильная стимуляция губ, развитие зрительного сосредоточения и слухового внимания, стимуляция гуления. II этап (4-8 месяцев) – гимнастика для губ и языка, стимуляция слухового внимания, стимуляция слогового лепета. III этап (9-18 месяцев) – стимуляция жевания, восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия. I\/ этап (18-36мес.) – развитие нахождения локализации звука в пространстве, моторной стороны речи, стимуляция ребенка к повторению слов по подражанию, развитие словарного запаса, интонационной стороны речи, стимуляция развития речи.

4. Психологические условия: соблюдение индивидуального режима и особенностей ухода за новорожденным и младенцем, установления контакта взглядом и его стимуляция, тесный эмоциональный контакт с малышом, любовное бережное отношение к малышу.

Вопрос №18.

Методологические принципы логопедии.

 

Общее направление научного исследования в логопедии.

Основные принципы анализа речевой патологии.

Принцип системности. Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи.

Принцип развития. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребёнка. Выделение ведущего дефекта и связанных с ним вторичных нарушений.

Онтогенетический принцип. Учёт закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций.

Этиопатогенетический принцип. Анализ этиологии речевых нарушений. Патогенез речевых нарушений.

Принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта. Установление симптоматики речевого нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефектов.

Принцип деятельного подхода. Возрастная оценка ведущей формы деятельности.

Принцип связи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребёнка.

Принцип обходного пути. Формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Дидактические принципы при изучении речевых нарушений: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

Методы логопедии как науки.

- организационные,

- эмпирические,

- количественный и качественный анализ полученных данных,

-интерпретационные методы.


 


 

Вопрос № 19

Лингвистическая характеристика проявлений нарушений речи у детей

Лингвистическую основу логопедии составляют фоно­логическая теория языка, учение о сложной структуре речевой де­ятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

В процессе речевого опыта у нормально развивающегося ребен­ка формируется речевая способность (лингвистическая способность, как указывается в некоторых работах). А.А. Леонтьев отмечает, что механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием ре­чевого общения. Лингвистическая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформировавшихся на основе полно­ценных предпосылок их развития. Различают четыре вида речевых умений — умение говорить, аудировать — для устной речи, уме­ние писать и читать — для письменной речи.

Компонентами лингвистической способности являются:

— ярковыраженная вербальная память, проявляющаяся в быст­ром образовании вербальных ассоциаций;

— быстрота и легкость образования функционально-лингвисти­ческих обобщений, выражающихся в формировании «чувства
правильности» речи.

На основе переструктурирования через семантический план строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фоне­тическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев как у детей, так и взрос­лых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную пато­логию речи.

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представ­лено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект — развитие фонематического слуха и форми­рование навыков произнесения фонем родного языка.

Второй аспект — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматически­ми закономерностями начинается у ребенка в 2—3 года и заканчи­вается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенство­вание приобретенных навыков на основе письменной речи.

Ко второму аспекту непосредственно примыкает третий, свя­занныйс овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения.

 

Вопрос № 20

Понятие «недостатки развития речи»

Согласно современным научным представлениям, нарушение речевого развития детей представляет одну из форм сложного ког­нитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функ­ций и процессов.

Для обозначения нарушений речевого развития используется широкий круг терминов, не всегда взаимозаменяемых и точных по смыслу: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, пато­логия речи, недоразвитие речи, отклонения речи.

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограни­чивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.

Основные задачи логопедии состоят в следующем:

— определение распространенности и симптоматики нарушений
речи у детей дошкольного и школьного возраста;

— исследование структуры речевых нарушений и влияние рече­вых расстройств на психическое развитие ребенка;

— разработка методов педагогической диагностики речевых рас­стройств;

— изучение закономерностей специального обучения и воспита­ния детей с нарушением речевого развития;

— разработка научно обоснованных методов устранения и пре­дупреждения различных форм речевой недостаточности;

— организация системы логопедической помощи.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении,

выявлении и устранении речевых нарушений. Прикладные задачи логопедии решаются при разработке специализированных программ для детей с различной структурой ивыраженностью речевого на­рушения; при создании методических систем логопедических заня­тий и упражнений, дидактических пособий, рекомендаций для родителей. Теоретические и практические задачи логопедии взаи­мосвязаны.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способству­ют гармоническому развертыванию творческих сил личности ребен­ка, устраняют препятствия для реализации ее общественной направ­ленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь спе­циальной отраслью, в то же время участвует в решении общепедаго­гических задач.

К недостаткам развития речиотносятся отклонения от нор­мального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но и предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.

Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затрудне­ние в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

 

 

Вопрос №22.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

 

В настоящее время в отечественной логопедии существуют 2 классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая, психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация.

Опирается на клинические проявления речевого дефекта. Основывается на совокупности психолого-лингвистических клинических, этиопатогенетических критериев. От общего к частному.

Несёт информацию о природе речевого дефекта Необходима для определения путей коррекционного воздействия, прогноза логопедического воздействия.

Критерии: этиопатогенетический и клинический аспект.

1. Какими факторами обусловлено данное нарушение речи: социальными или биологическими

2. Какова глубина нарушения центрального или периферического аппаратов речи;

3. Время наступления дефекта.

4. На каком фоне развивается данное нарушение речи: органическом или функциональном

5. В каком звене речевой системы локализуется нарушение: в центральном или периферическом;

Психолого-лингвистический аспект

1.какая форма речи нарушена: устная, письменная.

2. Какой вид речевой деятельности нарушен,

3. какой этап порождения или восприятия речи нарушен,

4.Какие нарушены операции оформления высказывания.

5. Какие нарушены средства оформления высказывания.

Виды речевых нарушений:

Нарушения устной речи:

1. расстройства фонационного оформления высказывания: дисфония, афония, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, брадилалия, тахилалия. Определение, характеристика.

2. Нарушения структурно- семантического оформления высказывания:

алалия, афазия. Определение, характеристика.

Нарушения письменной речи.

Дислексия, дисграфия. Определение, характеристика.

Психолого-педагогическая классификация. (Левина Р,Е.) Выявление речевой симптоматики , решает задачи комплектования групп .

Критерии: психологические, лингвистические.

Структура речевого дефекта (первичный и вторичные дефекты).

Степень сформированности произносительной системы языка (структурные компоненты речи)

Нарушение средств общения:

ФФН, определение, характеристика.

ОНР, определение, характеристика.

Нарушения в применении средств общения:

заикание, определение, характеристика.

Заикание и ОНР.

 

 

Вопрос №23.

Общие принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющих нарушения речи.

 

 

Логопедическое воздействие как педагогический процесс.

Общедидактические принципы, их характеристика.

 

Специальные принципы:

Этиопатогенетический принцип. Анализ этиологии речевых нарушений. Патогенез речевых нарушений.

Принцип системного подхода. Учёт структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношение первичного и вторичного в системе речевых нарушений.

Принцип комплексного воздействия на речевую патологию. Необходимость комплексного медико-педагогического воздействия.

Принцип дифференцированного подхода. Учёт общих и специфических закономерностей развития детей с нарушениями речи.

Онтогенетический принцип. Учёт закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Коррекция и воспитание личности, нормализация социальных контактов с окружающими.

Принцип деятельностного подхода. Коррекция нарушений речи с учётом ведущей деятельности.


 

 

Вопрос № 24

Логопедическая коррекция в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использо­вание общедидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике.

В логопедии разработаны различные формы воздействия: вос­питание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабили­тация. В дошкольной логопедии используются преимущественно воспитание, обучение и коррекция.

Задачи нормализации речевого развития ребенка основываются на трех основных аспектах речевой деятельности:

— структурном (сформированность фонетической, лексической и
грамматической системы языка);

— функциональном, или коммуникативном (развитие связной
речи и двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивном, или познавательном (формирование способно­сти к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Выделение конкретных задач определяется спецификой рече­вого расстройства, возрастом ребенка, уровнем его психологическо­го развития.

В процессе формирования правильной речи учитываются общедидактические и методические принципы обучения. Выделим из них наиболее существенные для процесса нормализации речевой деятель­ности ребенка:

— принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого
развития, реализация которого направлена на обогащение
речемыслительной деятельности;

— принцип коммуникативно-деятельностного подхода к разви­тию речи, т.е. направленность на формирование речевого
высказывания;

— принцип формирования элементарного осознания явлений
языка: предполагается особая организация процесса разви­тия фонематического восприятия, морфологических законо­мерностей, практических грамматических обобщений;

— принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е.
направленность на преодоление речевого негативизма, стиму­ляцию речевой активности.

Огромное значение для осуществления полноценного логопеди­ческого воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Для осуществления эффективного коррекционного обучения и воспита­ния детей с нарушением речи необходимо:

— учитывать индивидуальные особенности детей;

— создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств,
адекватную возрастным и психофизиологическим особенно­стям ребенка;

— устанавливать коллегиальные взаимоотношения с врачом, психологом, учителем, родителями для выработки оптималь­ного пути коррекции.

Особые требования предъявляются к речи логопеда и воспитате­ля, которая должна быть образцом для детей и взрослых: недопусти­мы фонетические дефекты, убыстренный темп речи, нарушения орфо­эпических и грамматических норм, использование жаргонных и про­сторечных слов и выражений. Большое значение имеет эмоциональность изложения.

 

 

Вопрос №25.

Характеристика нарушений устной и письменной речи.

 

Устная речь как две стороны: отправление речевого сигнала и его приём.

Структурные компоненты устной речи.

Диалогическая устная речь. Определение, характеристика.

Монологическая устная речь. Определение, характеристика.

Нарушения устной речи.

1. расстройства фонационного оформления высказывания:

Дисфония Определение, характеристика.

Афония. Определение, характеристика.

Дислалия. Определение, характеристика.

Дизартрия. Определение, характеристика.

Ринолалия. Определение, характеристика.

Заикание. Определение, характеристика.

Брадилалия. Определение, характеристика.

Тахилалия. Определение, характеристика.

 

2. Нарушения структурно- семантического оформления высказывания:

Алалия. Определение, характеристика.

Афазия. Определение, характеристика.

 

Письменная речь. Определение.

Виды письменной речи: письмо и чтение

Нарушения письменной речи.

Дислексия. Определение, характеристика.

Дисграфия. Определение, характеристика.


 

 

Вопрос № 26

Основные нарушения языковых средств общения (компонентов речи)

Кнарушениям развития речи относятся отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предме­том изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (эти­ологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недоста­точности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявле­ний. Схематически клинико-педагогическая квалификация представ­лена ниже.

Нарушения устной речи. Расстройства фонационного оформления:

— афония, дисфония— отсутствие или нарушение голоса;

— брадилалия— патологически замедленный темп речи;

— тахилалия— патологически убыстренный темп речи;

— заикание— нарушение темпо-ритмической организации
речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речево­го аппарата;

— дислалия— нарушение произносительной стороны речи при
нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

— ринолалия— нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

— дизартрия— нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического оформления выска­зывания:

— алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие ор­ганического поражения речевых зон коры головного мозга;

— афазия— полная или частичная утрата, обусловленная
локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи. Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процес­сов чтения. Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Для данной классификации характерно объединение психоло­го-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) крите­риев.

 

Вопрос № 27