Исторические сведения о становлении и развитии отечественной логопедии

История становления и развития системы логопеди­ческой помощи в Россиинепродолжительна и отличает­ся своеобразием. Формирование предпосылок возникно­вения системы приходится на дореволюционный период, еестановление соотносится с периодом социальных потрясений, а законодательное и организационное оформление си­стемы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в сво­ем исследовании выделяет три периода становления и раз­вития системы логопедической помощи в России.

1-й период— вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. — «период предыстории и формирования предпосы­лок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественно­го автора X. Лагузена — монография «О заикании».

Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний — логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тар­ковский, 1867; И.А.Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б.Богданов-Березовский, 1909и др.).

Вконце XIX в. — начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук — медицины, психологии и педагогики. В 1896г. в России впервые организуются курсы для заикаю­щихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по си­стеме коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908г. была от­крыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневро­логического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практи­ческой базой для создания в будущем системы логопедичес­кой помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты ло­гопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не нахо­дили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.

Весной 1918г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетический институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920г. на IВсероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью было при­нято решение: считать подготовку персонала для специаль­ных учреждений важнейшей государственной задачей, осу­ществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.

В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детс­кой дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факуль­тет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагоги­ки и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В прика­зе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, органи­зовать специальные курсы, группы и школы для них.

2-й период — начало 30-х — конец 60-х гг. — период ста­новления и развития системы логопедической помощи, ос­новными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специа­лизированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопе­дической помощью было охвачено 79% нуждающихся ум­ственно отсталых детей.

В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошколь­ников, а затем логопедический полу стационар.

В 1933 г. в Москве при слухоречевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная по­ликлиника для больных с недостатками слуха и речи.

Важное значение для становления и развития отечествен­ной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготс­кого в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуще­ствлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факуль­тете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудниче­ство двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рам­ках комплексного медико-психолого-педагогического под­хода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образо­ванием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Мини­стерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нару­шениями речи».

3-й период — конец 60-х — 90-е годы — период дальней­шего развития и совершенствования системы логопедичес­кой помощи.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных уч­реждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-дви­гательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопеди­ческих пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедичес­кое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учеб­ных заведений, где студенты получают дополнительную спе­циальность — логопедия.

В 90-е годы начался новый, 4-й периодв развитии системы логопедической помощи, период преобразований существую­щих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризу­ется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономи­ческих условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в осо­бенности в связи с переходом на самостоятельное финан­сирование многих образовательных учреждений.

 

Вопрос №4