Триада качества – планирование, контроль, и повышение качества. Все мероприятия должны планироваться, чтобы создать возможность контроля за их выполнением.
Рисунок - Цикл Деминга
Рисунок. Основные составляющие TQМ.
TQC – всеобщий контроль качества;
QPolicy – политика качества;
QPlanning – планирование качества;
QI – улучшение качества;
QA – обеспечение качества
Пятый, 1990 (Качество как удовлетворение потребностей и требований общества, потребителей, владельцев и персонала). усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.
7. Философия концепции Деминга. Цикл Деминга. 14 пунктов Деминга.
Наиболее известным в области качества является Э. Демин (1900-1994). Он оказал величайшее влияние на возрождение послевоенной Японии и США в 80-х годах. Деминг рассматривает свои 14 ключевых принципов-заповедей как основу преобразования американской промышленности.
1. Постоянство цели — улучшение продукции и обслуживания.
2. Новое мышление (новая философия) для нового экономического периода путем познания менеджерами своих обязанностей и принятия на себя лидерства на пути к переменам. Далее, обращаясь к менеджерам, доктор Деминг призывает:
3. Изменение отношения к контролю - покончите с зависимостью от массового контроля в достижении качества; исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, «встроив» качество в продукцию.
4. Изменение стратегии -покончите с практикой закупок по самой дешевой цене; вместо этого следует минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве.
5. Постоянное улучшение -улучшайте каждый процесс для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.
6. Постоянный тренинг -введите в практику подготовку и переподготовку кадров.
7. Эффективное руководство -учредите «лидерство»; процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу; необходимо тщательно рассмотреть систему управления персоналом.
8. Отказ от страха -изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия.
9. Ликвидация барьеров -разрушайте барьеры между подразделениями; исследования, проектирование, производство и реализация должны быть объединены, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации.
10. Отказ от лозунгов -откажитесь от пустых лозунгов, призывов для производственного персонала, таких, как «ноль дефектов» или новые задания по производительности. Такие призывы бессмысленны, так как подавляющее большинство проблем возникает в системе и находится вне возможностей работников.
11. Отказ от квот и норм -устраните произвольно установленные задания и количественные нормы.
12. Право на гордость -дайте работникам возможность гордиться своим трудом; устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом.
13. Самосовершенствование -поощряйте стремление к образованию и совершенствованию.
14. Приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.
Последовательность этапов цикла Деминга показана на рис. 4 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).
8. Философия концепции Джурана. Триада качества.
Джозеф М.Джуран (1904-2008). Американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК).
Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) — вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.
Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) — концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, — это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений.Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.
Основными принципами AQI являются:
· планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;
· разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;
· переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.
Качество, как многомерная категория разделяется на три аспекта: система, процесс, результат.