Самобытность славянофильства и западнизм западничества
Историософия П.Я. Чаадаева
Модели социального развития России
Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особая нравственная личность, наделённая своим особым путём развития, направляемого Богом и таинственными побуждениями людей.
Мир – делится на две части –
-) Восток – ум созидается ;
-) Запад – ум развивается (под началом католицизма и папы).
-) В России нет внутреннего единства, естественного развития, нет господства времени и истории, доминирует только географический фактор, ей свойственны равнины, пространство и неподвижность. Россия – вне истории, забыта Провиденьем, предоставлена самой себе, заблудилась на Земле. Россия не содействует развитию разума, лишь заимствует и подражает, она живет одним настоящим, а значит, общий закон развития отменён для России (■ «Черт догадал меня родиться в этой стране с умом и талантом !»)
Однако уже в «Апологии сумасшедшего» отсталость трактуется провиденциально, как потенциальная сила России. Страна огромна и провиденье поручило нас интересам человечества (■ «наша вселенская миссия уже началась») под эгидой Православной Церкви – смиренной и героической.
Черты славянофильства :
(Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) :
-) идея своеобразного пути развития России ;
-) признание главенства православия ;
-) признание свободы слова, печати, суда, образования ;
-) против бюрократизма за права личности и общества ;
-) приоритетное внимание не государству, а развитию народных форм жизни ;
-) идея органического саморазвития народной жизни ;
--) «земля» (народ и общество) есть начало общинное и личное, она противопоставляется
--) государству как началу принуждения и насилия.
Европа | Русь |
Государства образованы путём завоевания и насилия | Мирное возникновение государства |
Развитие – путем вражды и переворотов | Мирный рост |
Договорные, условные, недоверчивые и враждебные отношения между людьми и сословиями | Естественные, свободные, миролюбивые отношения |
Церковь смешалась с государством | Церковь не смешана с мирскими целями |
Формальные законы | Обычаи, суд по совести |
Частная собственность, индивидуализм | Общинно-семейная собственнсть, коллективизм |
Индивидуализированный быт | Главное – благо семьи |
Материальная жизнь, тяга к роскоши и богатству | Духовная, простая, скромная жизнь |
Утрата веры, много мнений, безрелигиозность | В народе – истинно христианская вера |
Нет предрасположенности к христианской духовности (культ силы и пр.) | Общинно-семейный быт и восприятие христианской духовности |
Рационализм, светскость, своемыслие западной церкви | Верность преданию церкви православной |
Раздвоение христианства на католичство и протестантизм | Единство православия |
Культ личной свободы, произвол, эгоизм | Христианская форма реализации свободы – в самосовершенствовании |
Самодовольство, гордость | Смирение, кротость, самоотверженность |
Рационализм, формализм знаний, власть анализа | Цельность мировоззрения, верность христианскому преданию |
Раздвоение быта и духа | Единство духа и быта |
Исчерпанность духовных начал | Духовное лидерство во всемирной истории |
Черты западничества :
(Грановский Т.Н., Кавелин К.Д., Станкевич Н.В., Герцен А.И., Белинский В.Г.)
-) недостатки России не субстанциональны, а вышли из несчастного исторического развития ;
-) надежда на просвещение народа и гуманизм ;
-) одобрение реформ Петра I, который открыл путь России к европейской цивилизации.