Самобытность славянофильства и западнизм западничества

Историософия П.Я. Чаадаева

Модели социального развития России

 

Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особая нравственная личность, наделённая своим особым путём развития, направляемого Богом и таинственными побуждениями людей.

Мир – делится на две части –

-) Восток – ум созидается ;

-) Запад – ум развивается (под началом католицизма и папы).

-) В России нет внутреннего единства, естественного развития, нет господства времени и истории, доминирует только географический фактор, ей свойственны равнины, пространство и неподвижность. Россия – вне истории, забыта Провиденьем, предоставлена самой себе, заблудилась на Земле. Россия не содействует развитию разума, лишь заимствует и подражает, она живет одним настоящим, а значит, общий закон развития отменён для России (■ «Черт догадал меня родиться в этой стране с умом и талантом !»)

Однако уже в «Апологии сумасшедшего» отсталость трактуется провиденциально, как потенциальная сила России. Страна огромна и провиденье поручило нас интересам человечества (■ «наша вселенская миссия уже началась») под эгидой Православной Церкви – смиренной и героической.

 

Черты славянофильства :

(Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) :

-) идея своеобразного пути развития России ;

-) признание главенства православия ;

-) признание свободы слова, печати, суда, образования ;

-) против бюрократизма за права личности и общества ;

-) приоритетное внимание не государству, а развитию народных форм жизни ;

-) идея органического саморазвития народной жизни ;

--) «земля» (народ и общество) есть начало общинное и личное, она противопоставляется

--) государству как началу принуждения и насилия.

 

Европа Русь
Государства образованы путём завоевания и насилия Мирное возникновение государства
Развитие – путем вражды и переворотов Мирный рост
Договорные, условные, недоверчивые и враждебные отношения между людьми и сословиями Естественные, свободные, миролюбивые отношения
Церковь смешалась с государством Церковь не смешана с мирскими целями
Формальные законы Обычаи, суд по совести
Частная собственность, индивидуализм Общинно-семейная собственнсть, коллективизм
Индивидуализированный быт Главное – благо семьи
Материальная жизнь, тяга к роскоши и богатству Духовная, простая, скромная жизнь
Утрата веры, много мнений, безрелигиозность В народе – истинно христианская вера
Нет предрасположенности к христианской духовности (культ силы и пр.) Общинно-семейный быт и восприятие христианской духовности
Рационализм, светскость, своемыслие западной церкви Верность преданию церкви православной
Раздвоение христианства на католичство и протестантизм Единство православия
Культ личной свободы, произвол, эгоизм Христианская форма реализации свободы – в самосовершенствовании
Самодовольство, гордость Смирение, кротость, самоотверженность
Рационализм, формализм знаний, власть анализа Цельность мировоззрения, верность христианскому преданию
Раздвоение быта и духа Единство духа и быта
Исчерпанность духовных начал Духовное лидерство во всемирной истории

 

Черты западничества :

(Грановский Т.Н., Кавелин К.Д., Станкевич Н.В., Герцен А.И., Белинский В.Г.)

-) недостатки России не субстанциональны, а вышли из несчастного исторического развития ;

-) надежда на просвещение народа и гуманизм ;

-) одобрение реформ Петра I, который открыл путь России к европейской цивилизации.