Марксизм

Социальная философия марксизма

Социальное бытие определяет сознание – история направляется материальными условиями жизни людей, которые определяются экономическими структурами, а образ жизни человека зависит от его положения в созданных обществом производственных отношениях, обусловленных :

-) базисом – экономическая структура общества (уровень развития производительных сил и производственные отношения) и

-) надстройкой – духовные образования (социально-политические институты и духовная жизнь).

Диалектический материализм – единственная наука – наука истории. Определяющим механизмом исторического развития является конфликт классов (свободные и рабы, патриции и плебеи, бароны и крепостные, буржуа и пролетарии).

«Научный» социализм (против утопического) – сущность объективного закона, раскрывающего тайну капиталистического производства состоит в умножении прибавочной стоимости. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, следовательно, он становится все более дешёвым товаром, чем больше товаров создаёт. Рост стоимости мира вещей приводит к обесцениванию человеческого мира.

Труд производит –

-) товары ; -) самого себя ; -) рабочего как товар ; -) прибавочную стоимость. Продукт труда (опредмеченный труд) противостоит живому труду, что приводит к закабалению рабочего чуждым ему предметным миром.

«Отчужденный труд» – отчуждение –

-) производителя от продуктов его труда

-) производителя от собственной активности

-) человека от родовой сущности, в результате человек свободен только при выполнении животных функций (еда, питье, секс), а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным.

Частная собственность – (не абсолютная данность, её не было и не будет) – это следствие экспроприированного труда, когда капитал присваивает в собственность продукт труда других. Человеческая природа – не реализована, т.к. объектом сделки становится труд, в результате чего человек уже не принадлежит самому себе. Продукт труда становится независимым, чуждым производителю, а процесс жизни всё дальше удаляется от ее носителя.

Эксплуататоры – класс людей, живущий трудом других людей. Соответственно, доминирующие в обществе идеи есть всегда идеи господствующего класса, а государство – выразитель интересов господствующего класса. Отмирание государства последует вслед за ликвидацией частной собственности, в силу чего необходимость в государстве как организованном насилии одного класса над другим полностью отпадёт.

Пролетариат несёт в себе самостоятельную историческую роль. Необходимо довести социальные противоречия до финальной фазы классовой борьбы, которая выразится не в разделе собственности по законам справедливости (Прудон), а в её упразднении революционным путем (■ «экспроприаторы должны быть экспроприированы»). Тезис о неизбежности перехода от капитализма к коммунизму (■ «ассоциация свободного развития каждого как условия свободного развития всех»).