Цивилизационная (локальность развития)
Концепции общественного развития
Ризомообразная модель
Спиралеобразная модель
-) Диалектическое развитие Г.В.Ф. Гегеля
любое развитие проходит три этапа :
--) тезис (утверждение),
--) антитезис (отрицание тезиса),
--) синтез (отрицание антитезиса, повторяющее тезис на новом качественном уровне).
-) Смена общественно-экономических формаций К. Маркса
Поступательно-прогрессивная смена общественно-экономических формаций основывается на научно обоснованной возможности уничтожения эксплуатации человека человеком.
Ризома (rhizome (фр.) – корневище, у некоторых многолетних растений отсутствует центральный стержневой корень) (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) – в процессе развития наблюдается множество «побегов», переплетенных между собой, растущих в разных направлениях, постоянно отмирающих и возрождающихся. В обществе царит асимметрия, неупорядоченность, децентрализация, что указывает на бессмысленность и хаотичность социальных процессов.
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и общественно значимыми ценностями.
Цивилизационный культурно-исторический подход – социально-историческое развитие трактуется как история цивилизаций, имеющих локально-замкнутый характер.
-) Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Исходит из идеи о различных культурно-исторических типах (цивилизациях), лежащих в основе славянского и западноевропейского миров на основе психического строя, религии, воспитания, характера культурной деятельности. Существует десять культурно-исторических типов – египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитский (аравийский), германо-романский (европейский), славяно-русский.
-) Цивилизационный изоляционизм К.Н. Леонтьева
Эволюционные законы зарождения, роста и гибели действуют и в рамках существования отдельных народов, наций и культур. Самобытность, сложность и разнообразие может породить только мощная государственная система путём насильственного структурирования социальной материи на ранги, слои, группы. Ослабление этого принципа ведет к смешению, однообразию и потере качественно-самобытных характеристик составляющих систему элементов. Если общество перестанет повиноваться деспотически организующей политической силе и будет стремиться заимствовать принципы развития иных народов, то последует падение этого государства, выражающееся в «расстройстве» свойственной ему государственной формы.
-) Культура против цивилизации О. Шпенглера
Различные культуры есть обособленные организмы, обладающие растительно-биологическими характеристиками. Эти характеристики детерминированы не только органической природой культур, но и ландшафтными особенностями среды обитания той или иной нации. Развитие национальных культур повторяет цикличность природных процессов – чередование времен года и биологические закономерности развития. Каждая культура проходит путь от развитой стадии (культура) к её деградировавшим формам (цивилизация). Существует восемь «плодоносных» и «мощных» культур – египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), культура майя, западноевропейская (фаустовская). Возможно также появление русско-сибирской культуры.
-) Цивилизационная концепция А. Тойнби
Цивилизация есть достигшая пределов самоидентификации культура, которая представляет собой большие в пространственно-временном плане общности. Количество цивилизаций – 21 (затем 13, в силу исключения «второстепенных» и «недоразвитых»).
Динамика развития цивилизаций определяется столкновением :
-) «вызова» – ставит под угрозу существование общества (ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил) и
-) «ответа» – творческое усилие людей, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию и демонстрирующее их свободу в условиях испытаний.
-) Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона
Разделение человечества на страны :
‑) «первого» (Запад),
‑) «второго» (социалистические государства),
‑) «третьего» мира (индустриально арьергардные страны Азии, Африки и Латинской Америки)
– устарело. Следует группировать государства, исходя не из политико-экономического устройства и не из уровня их промышленного развития, а ориентируясь на принадлежность страны к той или иной культуре или цивилизации.
Цивилизация – наивысшее и цельное культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им соответствующую степень культурной самобытности. Цивилизация связана как с общими объективными элементами (язык, история, религия, обычаи, социальные институты), так и с субъективной самоидентификацией. При этом цивилизационная идентичность будет играть все большую роль в будущем. Мир будет формироваться под влиянием взаимодействия 7-8 цивилизаций – западной, конфуцианской, японской, исламской, индусской, славянско-православной, латино-американской и африканской. В связи с чем неизбежны цивилизационные конфликты, которые будут разгораться на «культурных рубежах», разделяющих эти цивилизации. Мир, расколотый по цивилизационному основанию, поставит под сомнение вопрос о единственности западного пути глобализационного развития и будет пытаться избежать одномерности в своем развитии через эволюцию к цивилизационной многополярности.