Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли

Последовательный эмпиризм Дэвида Юма

Эмпирическая теория познания Джона Локка

Единственным источником знаний является опыт :

-) Внешний опыт основан на ощущениях, даёт первичные качества (величина, фигура, движение, количество).

-) Внутренний опыт связан с деятельностью души (рефлексия), порождает вторичные качества (цвет, вкус, запах, боль, тепло).

Качество предмета – сила, вызывающая в нашем уме какую-либо идею (■ снег – идея «белого» и «холодного»). Место идеи – человеческий ум, но идеи разума приводятся в соответствие с качествами вещей.

Источники идей :

-) ощущения и

-) рефлексия – ум наблюдает за самим собой.

Идеи :

-) Простые – при посредстве органов чувств и рефлексии (сравнение, сочетание, отвлечение (абстракция)).

-) Сложные – при активности ума

--) модусы (■ идеи треугольника, красоты и т.д.) ;

--) субстанции (■ идея свинца = вес + цвет + плавкость) ;

--) идеи-отношения (■ отец – сын).

Душа ребёнка есть чистая доска «tabula rasa», т.е. – нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве (■ Лейбниц возражал : «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве, кроме самого разума», соответственно, душа ребёнка – это не «чистая доска», а «кусок мрамора с прожилками»).

 

Восприятия – все содержание человеческого ума :

-) Впечатления – те восприятия, которые входят в сознание с наибольшей силой (■ ощущения, аффекты, эмоции) :

--) простые впечатления – (■ красный цвет) – поступают непосредственно как таковые ;

--) сложные впечатления – (■ яблоко) – могут быть копиями простых впечатлений.

-) Идеи – слабые образы впечатлений в мышлении и рассуждении, то есть, это восприятия, которые обдумываются в более слабой форме как идея.

 

Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как таковой (нельзя представить треугольник вообще). Невозможно, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата.

Восприятие разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений : ■ «Существовать – значит быть воспринимаемым» («Esse est percipi»). Быть для вещей – значит быть в восприятии, т.е. мы воспринимаем только собственные :

-) ощущения или

-) идеи (воспринимаемые нами субъективные качества)

Разум – воспринимает ощущения и комбинирует их. Первичные качества связаны со всеми остальными ощущаемыми свойствами и не могут отделяться от них даже мысленно. Все качества – вторичны (■ нельзя представить протяженное тело без его цвета ; есть сны и формы безумия – их мы получаем не только от внешних вещей). Невозможность существования ощущаемых предметов вне сознания (самих в себе). Однако субъект восприятия в мире не один, это не только человек, но и Бог. Соответственно, все вещи существуют в уме Бога.