Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы

Рационалистический анализ Рене Декарта

Рационалистическая концепция теории познания

 

Рационализмрассматриваетразум как достаточное средство для достижения истинных знаний и исходит из утверждения, что порядок и связь идей та же, что и порядок и связь вещей, то есть причинно-следственные связи уподобляются логическим связям. Рационалисты трактуют устройство мироздания в соответствии с доводами разума. Лозунгом рационалистов мог бы стать тезис : ■ «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах, кроме самого разума» (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Мальбранш).

 

Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция как рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчётливостью.

Учение о методе :

-) Принцип интуитивной самоочевидности – не принимать за истинное ничего, чего не познал бы с очевидностью (■ «Cogito ergo sum» – мыслю, следовательно, существую).

-) Принцип анализа – делить затруднение на необходимое число частей для его преодоления, т.е. выделение простейшего в каждом ряде.

-) Принцип синтеза – порядок познания – от простых предметов – к сложным.

-) Принцип полноты – составлять перечни и обзоры полные и общие, чтобы не было упущений (перечисление фактов и теорий).

 

Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то есть, причина самой себя (causa sui). Многообразие отдельных вещей есть совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции.

Атрибут есть неотъемлемое свойство субстанции, число атрибутов бесконечно, но конечному человеческому уму открываются только два из них – протяжение и мышление. Достижение адекватных истин возможно за счёт того, что человеческая душа как модус атрибута мышления единой субстанции способна постичь всё, что вытекает из субстанции согласно установкам рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия (■ «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Адекватная истинность предполагает связность всех истин в разуме, который развивает свои положения по строгим законам дедукции, действуя как «некий духовный автомат».