Источники сознания

Сферы сознания

Гносеология и эпистемология

Проблема сознания в философии

Раздел IV. Гносеология

Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Эпистемология зачастую воспринимается тождественно понятию гносеология и употребляется, как правило, в современной английской и американской философии. Однако, имеет смысл утверждать, что гносеология и эпистемология основаны на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект – объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект – знание». Эпистемология исходит не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. В рамках эпистемологии развиваются операциональные, аналитические, нормативные, структурно-функциональные методы исследования знания, возникает концепция «третьего мира», мира объективного содержания знания, и «познания без познающего субъекта» (Поппер).

Сознаниевысшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Левое полушарие – «языковое», аналитико-дискурсивное :

I. телесно-перцептивная, ориентирована на полезность (ощущения, восприятия, представления) ;

II. логико-понятийная, стремящаяся к истине (понятия, умозаключения) ;

Правое полушарие – интегративно-интуитивная «работа» :

III. эмоциональная, связанная с личностными переживаниями (аффекты, эмоции, чувства) ;

IV. ценностно-мотивационная, связанная с духовными идеалами (фантазия, воображение, интуиция, соответственно, идеалы красоты, правды, справедливости).

 

-) внешний предметный и духовный мир – отражается в виде чувственных и понятийных образов ;

-) социокультурная среда – поставляет этические и эстетические установки ;

-) духовный мир индивида – связан с опытом жизни и переживания ;

-) мозг как макроструктурная природная система ;

-) дискурсивное информационно-смысловое поле.