Часть и целое
Сущность и явление
Сущность – совокупность таких свойств и качеств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.
Явление – чувственно воспринимаемая характеристика вещи.
Трактовки взаимоотношения сущности и явления :
-) сущность вещи производна от атомов, из которых она состоит (Демокрит) ;
-) сущность (идея) имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений (Платон) ;
-) сущность (форма) существует в самих единичных вещах, но не выводится из того материала, из которого созданы вещи (Аристотель) ;
-) противоположность посюстороннего мира (явление) и мира потустороннего (сущность), лишь в случае Бога сущность включает в себя существование (христианство) ;
-) сущность имеет исключительно словесную природу и заключается в нахождении общего термина, в то время как реально существуют только явления, «чувственные данные» (К. Поппер, Л. Витгенштейн, Р. Карнап), а значит, слово может иметь сущность, но вещь – не может (Б. Рассел) ;
-) явление – представление, доступное познанию («вещь для нас», «феномен»), оно порождено объективно и самобытно существующей сущностью («вещь в себе», «ноумен») трансцендентального мира (Кант) ;
-) сущность и явление диалектически взаимосвязаны – явление сущностно, а сущность является (Гегель) ;
-) рассмотрение понятие существования безотносительно к понятию сущность (экзистенциализм) ;
-) сущность и явление как понятийные средства отображения мира являются чисто идеальным образованием и должны быть вытеснены либо категориями «смысл» и «текст» (герменевтика, феноменология), либо категорией «структура» (структурализм).
Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Часть – это элемент некоторого целого, целое – то, что состоит из частей.
Антиномии целостности – что является более фундаментальным, исходным, важным – целое или его части ?
I. Меризм (греч. meros – часть) – философская позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей (механицизм и редукционизм в физике и биологии).
II. Холизм (греч. holos – целый) – философская позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями (теория эмерджентистской революции, витализм, гештальтпсихология).
-) тезис : целое есть не более чем сумма своих частей ; антитезис : целое есть нечто большее, чем сумма его частей ;
-) тезис : целое познается через знание его частей ; антитезис : знание целого предшествует познанию его частей ;
-) тезис : части предшествуют целому ; антитезис : целое предшествует своим частям.
Соотношение части и целого :
-) примат целого, где целое – продукты духовной деятельности (Платон, христианская философия) ;
-) всякое целое может быть без остатка разложено на составные части (Ньютон, Бэкон, Локк, Гольбах, Гельвеций, Ламетри) ;
-) различие между органичной, способной к саморазвитию и неорганичной целостностями (Шеллинг, Гегель) ;
-) различаются :
--) суммативные системы – свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов (■ груда кирпичей) ;
--) интегративные системы – приобретают некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, связи между элементами носят законосообразный характер, элементы системы обладают свойствами, отсутствующими у них вне системы (■ стихотворение) (системный подход).