Возможность и действительность

Возможность и действительность – модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность.

Возможность (греч. dinamis) – выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, это потенциальное, не реализованное бытие.

Претворение в жизнь одной из возможностей (ее превращения в действительность) означает неосуществимость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность).

Невозможность – то, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения.

Действительность (греч. energeia) – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия, совокупность всех реализовавшихся возможностей.

Трактовки возможности и действительности :

-) Наличный, эмпирически данный космос – лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанционального начала как неограниченности возможностей – ритмические пульсации космизации и апейронизации мира (Анаксимандр), огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» (Гераклит).

-) Невозможность возможности, так как сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из несущего (это невозможно) (Парменид).

-) Возможность связана с материальным, а действительность – с формальным началом (то, что обрело форму, вид, эйдос) (Аристотель).

-) Возможность – сфера концептуальной непротиворечивости (Д. Скот).

-) Отрицание объективного существования возможности, отождествление ее со случайностью, которая отсутствует в мире и есть проявление незнания (Гоббс).

-) Наличие всеобщей необходимости исключает какую бы то ни было возможность, а значит сущий мир – единственно возможный и, следовательно, наилучший (Лейбниц).

-) Возможность – то, что согласуется с формальными условиями опыта (наглядные представления и понятия), действительность – то, что согласно с материальными условиями опыта (ощущение) (Кант).

-) Возможность – абстрактный момент действительности, реализованная возможность, конституировавшаяся в качестве действительности, обретает параметры существования, а действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, единство сущности и явления, то, что уже существует, это «наличное бытие объекта» (Гегель).

Типы возможностей :

1.1. формальная возможность – все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (■ формально возможно то, что турецкий султан станет папой Римским (Гегель)) ;

1.2. реальная – не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями (■ у человека есть формальная возможность стать генералом, но для того, чтобы она стала реальной, ему нужно, как минимум, быть военнослужащим) ;

2.1. абстрактная – условия ее реализации выступают в качестве возможных ;

2.2. конкретная – ее превращение в действительность может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета ;

3.1. обратимая – ее превращение в действительность симметрично трансформирует статус прежней действительности в возможный (■ маятникообразные взаимопревращения) ;

3.2. необратимая – ее превращение в действительность придает прежней действительности статус невозможности.

 

Форма и содержание

Форма и содержание – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон реальности :

-) определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление (содержание) и

-) способа существования и выражения этого содержания и его различных модификаций (форма).

Содержание выступает как тот материал, из которого делается предмет (медь при изготовлении шара), а форма – как структура или внешний вид вещи (шаровидность).

Трактовки формы и содержания :

-) форма – обозначение всеобщего, неизменного и подлинно сущего (идея, эйдос), являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений (Платон) ;

-) всякая вещь состоит из материи (потенциал формы) и формы (активный фактор, благодаря которому вещь становится существующей, актуализированной) (Аристотель) ;

-) Бог как чистая форма, душа как форма тела, чистые духовные субстанции – отделенные от материи формы (Фома Аквинский) ;

-) форма есть необходимое условие опыта и познания, лежащее в человеческом разуме – формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории), которые синтезируют, упорядочивают чувственный опыт (Кант) ;

-) форма и содержание есть взаимодействующие диалектические противоположности (Гегель) ;

-) единство формы и содержания, доходящее до их перехода друг в друга и вместе с тем относительность их единства при котором форма охватывает систему устойчивых связей предмета, а содержание есть подвижная, динамическая сторона целого (Маркс, Энгельс).