Необходимость и случайность
Причина и следствие
Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (следствие).
Трактовки оснований и типов причинности :
-) область причин совпадает со сферой идей, порождающей чувственные вещи (Платон).
-) Причины – устанавливают «начала» субстанции –
--) формальная причина – «что есть это ?» (сущность вещи) – (■ душа человека) ;
--) материальная – «из чего состоит ?»(субстрат вещи) – (■ тело человека) ;
--) действующая – «как это возникло ?» (источник движения, «творящее начало») – (■ родители человека) ;
--) финальная (целевая) – «для чего это ?» (цель развития человека) (Аристотель).
-) Причина существует лишь как действующая, механистически трактуемая причина – природа должна быть объяснена из самой себя (понятие цели подразумевает внешний по отношению к ней замысел) (Ньютон, Бэкон, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).
-) Характеристики причинно-следственной связи – необходимость (полная детерминированность следствия причинами) и всеобщность (ни одно явление в мире не может произойти без соответствующей причины) (Лаплас).
-) Каузальность как необходимое отношение объективного порождения причиной следствия не обнаруживается в опыте. Ожидание привычных последовательностей событий есть свойство человеческого ума, переносимое на природу. При этом человеческому представлению о причинности в реальности соответствует лишь регулярная последовательность сходных событий. Причинность есть лишь связь между идеями, выражаемая принципом ассоциации, когда одна идея вызывает другую с помощью качеств :
--) сходства – портрет вызывает представление о человеке ;
--) смежности во времени или пространстве – комната порождает представление о здании в целом ;
--) причины и действия – идея огня приводит к идее дыма и тепла (Юм) ;
-) причина и следствие есть априорные формы рассудка, которые увязывают данные опыта общностью причинно-следственных связей, распространяемым только на мир явлений, в то время как умопостигаемая сфера, обусловленная разумом (человеческое поведение), не подпадает под юрисдикцию рассудка (Кант).
Необходимость и случайность – философские категории, выражающие два основных и соотносительных класса взаимоотношений между объектами реальности.
Необходимость означает наличие между объектами устойчивых, неизбежных, неотвратимо действующих связей и отношений, при котором одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или вызывает другое событие. Соотносится с такими понятиями и представлениями как закономерность, жесткость, неизбежность, однозначность, упорядоченность.
Случайность означает, что между объектами отсутствуют устойчивые, постоянно действующие связи и отношения, отсутствует их согласованное поведение во времени. Соотносится с понятиями неопределенности, неоднозначности, разнообразия, независимости, спонтанности, беспорядка, хаоса.
Трактовки источника необходимости :
-) в существовании особого мира идей, который обладает необходимым характером (Платон) ;
-) божественная воля, которая в состоянии изменить существующий порядок вещей и сотворить чудо (христианская философия) ;
-) основа необходимости – в рационально-объективном характере мышления (Декарт, Спиноза) ;
-) опыт как основание необходимости, из которого индуктивным путем можно вывести необходимый характер принципов и законов науки (Бэкон, Локк) ;
-) вера в необходимость основывается на привычке, приобретаемой в ходе неоднократного повторения опыта (Юм) ;
-) субъект обладает априорными категориями (пространство, время, причинность, необходимость), которые он привносит в свои восприятия, а потому субъект в состоянии познать созданную им самим необходимость (Кант) ;
-) необходимость чувственно воспринимаемого мира есть результат саморазвития абсолютной идеи (Гегель) ;
-) феномен, лишенный онтологического статуса (неокантианство) ;
-) имеет исключительно логический смысл (аналитическая философия).