Трактовки материи в философии

Материализм

Основной вопрос философии

Впервые «основной вопрос философии» был сформулирован в конце XVIII века в рамках французского материализма как вопрос о соотношении бытия и сознания.

Немецкая философия XVIII‑XIX вв. рассматривала проблему, фокусируемую «основным вопросом философии» как фундаментальную для философской традиции, он воспринимался

-) как вопрос разрешения противоположности между бытием и мышлением, когда философия «распадается на две основные формы разрешения этой противоположности – реалистическую и идеалистическую» (Гегель) ;

-) как признание того, что «вся история философии вращается вокруг вопроса об отношении духовного к материальному» (Фейербах).

В рамках марксистской философии «основной вопрос философии» приобрел принципиальный смысл и идеологически-аксиологическую нагруженность. Он стал преподноситься сквозь призму изначального противостояния

-) материализма («магистральной линии», «партии» в истории философского знания)

-) идеализму (Маркс, Энгельс, Дюринг, Плеханов, Ленин, Сталин).

 

 

Материализм– (лат. materialis – вещественный) –философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей познания, самопознания и практики, усматривающее в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю.

Материя – (от лат. material – первоначально – «лес», древесина как строительный материал, «строевой лес») – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

-) чувственно-наглядное представление, «гилозоизм» («живоматериализм»), тождественное «стихиям», «первоначало всего» (античная натурфилософия – вода (Фалес), воздух (Анаксимен), беспредельное (Анаксимандр), вселенская смесь частиц (Анаксагор), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит)) ;

-) небытие, бесконечно делимый континуум, пространство, принцип множественности, противостоящий единому бытию, «то, в чем» (Платон) ;

-) не небытие вообще, а небытие чего-то, той вещи, которая может возникнуть именно из этой материи при воздействии определённых причин, это чистая возможность, «то, из чего» возникают любые определённости, это бескачественное подлежащее всех предикатов (форм), составная часть всякой вещи, которая подлежит оформлению и структурированию (Аристотель) ;

-) материя телесна, едина, непрерывна, она есть единственное сущее (стоицизм) ;

-) низ, «дно» онтологической иерархии (Единое Мир идей Душа Материя), это небытие, материя беспредельна, бесконечна, бескачественна, инертна, бессильна, противоположна благу, источник и сущность зла (неоплатонизм) ;

-) материи, в конечном счёте, нет, так как Бог сотворил мир «из ничего», это принцип индивидуации, условие возможности нумерического различия в вещах (Фома Аквинский) ;

-) номиналистическое толкование – материя есть конкретная, актуально существующая вещь, самостоятельная субстанция (Д. Скот, У. Оккам) ;

-) материя есть условное, «смутное» понятие, получаемое путём абстракции как некая плотная субстанция, которая не может существовать реально и самостоятельно, будучи пассивной, мёртвой и неспособной что-либо из себя породить (Д. Локк) ;

-) протяжённая субстанция (res extensa), противостоящая мыслящей (res cogitans) субстанции, материя сводится к трёхмерному протяжению, все же чувственно воспринимаемые свойства вещества являются случайными свойствами (акциденциями) материи (Р. Декарт) ;

-) понятие материи ложно и ненужно, так как все не духовные вещи сводятся к основанным на чувственном восприятии представлениям, но источником восприятия является не материя, а Бог, которому, как существу всемогущему, не нужен никакой посредник в лице материи (Д. Беркли) ;

-) вторичная абстракция (Д. Юм) ;

-) первая материя познаётся лишь путём метафизической рефлексии, она есть «пассивная сила», в отличии от «активной силы» – формы, материя связана с принципом индивидуации, то есть, она есть условие множественности (Г.В. Лейбниц) ;

-) материалистический монизм французских материалистов XVII века :

--) материя уподобляется природе как «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства», это «есть великое целое, вне которого ничто не может существовать» (П.А. Гольбах) ;

--) материя есть субстратная первооснова вещей (вещество) (Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри) ;

-) феноменалистическое учение о материи рассматривает её как трансцендентальный объект («вещь в себе») – полностью непостижимую для познания основу явлений, это есть «субстанция явлений», но не явление субстанции (И. Кант) ;

-) «первая реальность, наличное для-себя-бытие ; позитивное существование пространства», материя есть синтез противоположности двух абстракций

--) положительной абстракции пространства и

--) отрицательной абстракции времени

«материя как отношение пространства и времени есть покоящаяся самотождественность» (Г.В.Ф. Гегель) ;

-) гносеологическое понимание материи как всего того, что не является сознанием :

--) это то, «что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или иные ощущения» (Г.В. Плеханов) ;

--) это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – быть объективной реальностью : «объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» (В.И. Ленин) ;

-) отказ от понятия материя и замена его другими понятиями – пространство-время, хаос, система (современная философия и физика).

Три положения материализма :

-) В мире не существует ничего сверхъестественного и сверхприродного, соответственно, нет вечного духовного начала.

-) Все «человеческие» силы (в т.ч. духовные и мыслительные процессы) есть свойства или функции материи.

-) Источник знания – опыт, эмпирические исследования.