Диктатура симулякров Жана Бодрийяра

Репрессивное знание Мишеля Фуко

Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что очерчивает пределы мысли людей, лишая их развитие прогресса и смысла. Историю культуры формируют эпистемы (действуют в том числе на бессознательном уровне) – система всех отношений, существующих в данную эпоху между разными областями знания, которая создаёт субъекта через навязывание определённых взглядов, концепций, научных теорий, признаваемых в статусе истинных.

Три эпистемы :

-) «ренессансная» (XVI век) ;

-) «классическая» (рационализм XVII‑XVIII веков) ;

-) «современная» (от рубежа XVIII‑XIX веков по наше время).

Вместо традиционной «диалектической» философии появляется философия трансгрессии – предполагает выход за пределы базовых философских оппозиций, ценностей и смыслов западного культурного мира, установившихся под диктатом разума.

«Генеалогия власти» описывает современную власть как скрытую, распылённую и тотально присутствующую во всех порах социального. Власть организует социум по принципу «всеподнадзорности», а также порождает познающего, способы познания и само познаваемое с помощью дискурсивного насилиякак нового типа социального контроля, при котором индивиды контролируют себя сами, ориентируясь на установившийся в обществе характер мышления и поведения, который воспринимается как норма (дискурс).

Классификация форм социального контроля :

-) дискурсивный контроль (постмодернистское общество) ;

-) правовой контроль (общество модерна) ;

-) силовой контроль (традиционное общество).

Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак :

-) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства) ;

-) искажает реальность – маскировка и искривление реальности (порядок извращения) ;

-) маскирует реальность – маскировка отсутствия какой-либо глубинной реальности (порядок волшебства, колдовства) ;

-) обращается на самого себя – потеря всякой связи с реальностью, переход с устройства видимости в устройство симуляции – знак не означает ничего (порядок симуляции) (■ Диснейленд).

Симуляция порождает реальное также, как раньше реальное порождало воображаемое.

Соблазн – «очарованная» форма симуляции, которая проходит три исторические фазы :

-) ритуальная (церемония) ;

-) эстетическая (развращение как стратегия соблазнителя) ;

-) политическая (идея демократии).

Соблазнение присуще любому дискурсу, ■ прежде чем быть созданным, мир был соблазнён.

Мир движется

-) не к равновесию – так считала вся традиционная метафизика, наделяя объект субъективизированными качествами – кантовские категории времени, пространства, причинности, целесообразности, «принципу Добра», а

-) к крайностям – необходимо перейти на сторону объекта, который подчиняется ироничному, аморальному, «принципу Беды», то есть, мир находится по ту сторону ценностей, в «безвоздушном гиперпространстве» и характеризуется гипертрофией, гипертелией, гиперфункциональностью, гиперкаузальностью.

Симулякр – (фр. simulacres, от simulation – симуляция) в постструктуралистской и постмодернистской философии обозначает :

-) несоответствие между образцом и подобием копии (Жиль Делез) ;

-) копия, оригинал которой никогда не существовал (Фредрик Джеймисон) ;

-) понятие, в принципе не соотносимое с реальностью (Жорж Батай) ;

-) описание бытия, которое избегает существования (Пьер Клоссовски) ;

-) победа спекулятивного образа реальности над реальностью как таковой, когда дискурс замыкается в себе, чтобы удержать себя в истине (Александр Кожев) ;

-) логика поглощения значения, в ходе которого происходит стирание событий, истории и памяти (Жан Бодрийяр).