Постструктурализм

Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра

Характеристики структурализма

Структурализм

Интерес представляет не субъект, его духовная жизнь, состояния его сознания и его ориентированность на свободу и творчество, но безличные структуры, бессознательные и всеопределяющие (■ «углубляясь в личную тематику, философия рискует стать «бабьей метафизикой» (Леви‑Стросс)).

Внимание уделялось анализу не элементов и их свойств, а отношений между элементами и рассмотрение их реляционных (системоприобретённых свойств) с установкой на примат отношений над элементами в системе.

Структурасовокупность отношений между элементами целого, сохраняющих устойчивость при различных преобразованиях и изменениях.

Методология структурализма :

-) выделение первичного множества объектов («массива») с единой структурой, при этом синхрония (совпадение явлений по времени) доминирует над диахронией (последовательность явлений), то есть, сначала исследуются отношения и взаимодействия, затем – историческое развитие ;

-) расчленение объектов на элементарные сегменты (части), в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов ;

-) систематизация отношений и построение абстрактной структуры путём синтезирования и моделирования ;

-) выведение следствий из структуры и их проверка на практике.

Этапы развития структурализма :

-) становление структуралистского метода в структурной лингвистике (Ф. де Сосюр) ;

-) философский структурализм (■ «четыре мушкетёра» – Альтюссер, Леви‑Стросс, Фуко, Лакан) ;

-) постструктурализм и семиотика текста (Деррида, Делёз, Барт).

 

-) определение структуры языка в отвлечении от процессов его развития (■ «синхрония важнее диахронии») ;

-) отделить язык от географических, социальных, исторических обстоятельств его существования (■ «внутреннее важнее внешнего») ;

-) отказ от анализа частных, несистемообразующих свойств элементов (■ «система языка важнее конкретных речевых актов»).

Структурная антропология Клода Леви‑Стросса

На базе анализа жизни первобытных племён пришёл к выводу, что за хаосом проступает структура (■ правила браков, терминология родства, ритуалов – это особого рода языки, где происходит обмен сообщениями, информацией).

Современная экономика как система обмена товаров уподобляется обмену женщинами в системе родства (с целью избежать инцеста), это происходит по тем же правилам, что и обмен слов в системе языка. Существует некая символическая система как продукт общего психического оснащения человечества.