Феноменология

Философия понимания Ханса Георга Гадамера

Философия понимания есть универсальный способ бытия человека в мире. Существование человека неразрывно связано с его «опытом мира», который формируется с помощью языка, через который человеку открывается истина бытия.

Язык – это та среда, где «Я» и «мир» проявляются в первичной взаимопринадлежности, следовательно, бытие человека есть «бытие в языке». «Понимание», «толкование» (интерпретация) и «использование» (аппликация) – не самостоятельные, но тождественные процедуры.

Тождественность понимания и использования :

-) понимание всегда было «истолковывающим», а толкование – «понимающим» ;

-) понимание возможно лишь как «использование» – соотношение содержания текста с культурным и интеллектуальным опытом современности.

Интерпретация текста – это не воссоздание первичного (авторского) смысла текста, а создание смысла заново, в процессе которого происходит процесс самовыявления и самоосмысления индивида. Современность и прошлые эпохи имеют свой горизонт понимания, а истина растворена в бытийности текста, что позволяет совершить переход от гносеологии к онтологии понимания – со временем меняются вопросы, на которые один и тот же текст даёт различные ответы, что позволяет осуществлять диалог прошлого и современности.

Феноменология – метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Феноменология рассматривает внеопытные и внеисторические структуры сознания, которые совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. Феноменология – это метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрение инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания (Э. Гуссерль).

Феномен – это не явление чего-то иного (■ сущности), но то, что само себя обнаруживает в качестве предмета, явленного сознанию как интуитивное усмотрение непосредственно достоверных идеальных сущностей.

Слои феномена :

-) языковые оболочки ;

-) психические переживания ;

-) предмет, мыслимый в сознании ;

-) смысл как инвариантная структура и содержание языковых выражений.

Предмет и смысл образуют интенциональную структуру сознания, именно к этим слоям обращается феномен. Интенциональность – слитность сознания с его предметным содержанием. Интенция – устремлённость чистого сознания к предмету. Сознание вплетено в бытие, а бытие имманентно, внутренне присуще сознанию, так как только благодаря отнесённости к сознанию бытие обретает смысл (■ против позитивистско-натуралистической философии, которая противопоставляет бытие и сознание, считая, что знание есть лишь отражение реальности, данной в чувственных восприятиях).

Двуединость сознания :

-) ноэзис – познавательные акты ;

-) ноэма – предметное содержание, которое совпадает с идеальными значениями.

Феноменология подобна археологии, которая ищет априорные структуры сознания, то есть, раскрывает смысл предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами и оценками.