Волюнтаризм Фридриха Ницше
Философия иррационализма Артура Шопенгауэра
Переход от классической к неклассической философии
В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных сил притяжения и отталкивания до высших форм органической жизни, и главное – путём создания объекта в восприятии субъекта.
На определённой ступени развития воли возникает мир с присущими ему формами (субъектом, объектом, пространством, временем, множественностью, причинностью).
Субъект – (воля) – целостен и находится вне времени и пространства.
Объект – (представление) – множественен и существует посредством априорных форм пространства, времени и каузальности.
Форма объекта – «закон достаточного основания» :
-) закон бытия (для пространства и времени) ;
-) закон причинности (для материального мира) ;
-) закон логического основания (для познания) ;
-) закон мотивации (для человеческих действий).
Человек создает в своем сознании иллюзорный мир, в котором действие сокрытой в нем воли вынуждает его сквозь боль и страдания стремиться к осуществлению своих бесконечных желаний. Человек – игрушка в руках слепой иррациональной воли, однако он может осознать иллюзорность мира и признать бесполезность своих страданий только путем отречения от собственной воли, от своих желаний и от стремления к сохранению своего существования, от «воли к жизни».
Освободиться от деспотизма воли и прийти к ее отрицанию можно :
-) через эстетическое созерцание – в эстетическом экстазе человек на миг забывает о своих страданиях, сбрасывает с себя ярмо вечно вожделеющей воли и сливается с объектом познания, воспринимая вещи такими, как они есть, вне времени, пространства и вне причинно-следственных связей с другими предметами, когда можно «постигнуть истинную сущность вещей, жизни, бытия» ;
-) путём аскезы, что выражается в альтруистическом отношении к людям, основанном на любви, доброжелательности и сострадании.
Отвержение всей рационалистической философской традиции XVII-XVIII веков с её аналитической тенденцией и абстрактной систематикой вызвало ориентацию на досократовскую философию с отстаиванием идеи о нерасчленённости мысли и бытия.
Жизнь рассматривается как мир в аспекте его данности познающему субъекту. Жизнь отождествляется с истиной и единственной реальностью, которой должно быть подчинено духовное начало в человеке.
Воля понимается как :
-) некоторая движущая сила «становления», имманентная действительности ;
-) «сущее» в его динамичности ;
-) страсть, чувство, аффект с различными оттенками ;
-) «воля к власти», к расширению своего «Я», к агрессии и экспансии.
Основа жизни и всего сущего – «воля к власти» – принцип, который лежит в основе всех неорганических, органических и социальных образований, это есть слепое, иррациональное стремление : ■ «Жизнь, как наиболее знакомая нам форма бытия, представляет специфическую волю к аккумуляции силы : в этом рычаг всех процессов жизни : ничто не хочет сохранить себя, все стремится к тому, чтобы быть суммированным и аккумулированным».
Мир описывается как бушующее море энергии, вечное «становление», борьба «центров силы», «пунктуаций воли», которые постоянно увеличивают или теряют свою власть в режиме «вечного возвращения» (■ «становление не имеет никакого конечного состояния как цели, оно не упирается ни в какое-либо «бытие», это есть бессмысленный хаос, игра сил. «Воля к накоплению силы – есть специфическое свойство явлений жизни, питания, рождения, наследственности ; общества, государства; обычая, авторитета»). Бессознательная природа существует в водовороте стремления разнородных сил к власти, к захвату все большего пространства, к расширению своего энергетического и онтологического влияния.
Иррационализм выразился в идее того, что мир принципиально непознаваем, нет никаких объективных фактов, нет ни «субстанции», ни «вещи», ни «материи», есть лишь интерпретации как разновидность человеческих фикций. Мир есть ■ «постоянно изменяющаяся ложь». Интеллект не познаёт, но «схематизирует» мир в той мере, в какой это отвечает практическим потребностям человека.
Выступил против буддизма и христианства, вызывающих ослабление духовной жизни, пессимизм и являющихся тормозом на пути процессов эволюции. Это «нигилистические» религии, отрицающие исходное различие и неравенство между людьми. Христианство есть бунт «недоделанных и неполноценных», это самая фатальная и соблазнительная ложь, в которой нет «пафоса расстояния», отсутствует ответственность, жизнерадостность, страсть, чувственность, риск.
В человеке «воля к власти» тождественна «воле к жизни», предполагающей инстинкт самосохранения и борьбу за существование, в ходе которой человек вырабатывает в себе всё более сложные формы приспособления к окружающему миру. Человек, понимаемый узко биологически, в первую очередь, лишь как тело, представляет собой иерархическую структуру различных способов приспособления к условиям существования и принципов самосохранения (от интеллекта до инстинктов).
Промежуточным результатом процесса эволюции явится сверхчеловек как биологически и интеллектуально качественно высшее по отношению к человеку существо. Будущее же принадлежит интернациональной правящей расе, которая будет существовать на основе суровой самодисциплины, где определяющим будет являться воля философов-властителей и художников-тиранов.