Внебюджетные фонды
Классификация займов
Государственный кредит
ü Понятие государственного кредита.
ü Государственные займы.
ü Государственный долг.
þОсновную массу денежных ресурсов для финансирования своих нужд государство получает в виде налогов и других обязательных платежей. В условиях снижения госдоходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Главная форма государственных заимствований — государственный кредит.
Государственный кредит — экономические отношения между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими и физическими лицами. Следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании. Госкредит предоставляется на началах возвратности и платности: через определенный период времени предоставленные взаймы средства возвращаются с процентами.
Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности.
Развитые страны наиболее активно прибегают к государственным займам в периоды экономических кризисов: когда правительство не в состоянии обеспечить поступление в казну налогов в размерах, необходимых для финансирования своих расходов, госзаймы становятся вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
þГосударственные займы – основная форма государственного кредита. Они характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг для фиксирования дефицита госбюджета.
1. По месту размещения:
· внутренние (размещаемые внутри страны);
· внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках).
2. В зависимости от эмитента:
· займы, выпускаемые центральным правительством;
· займы, выпускаемые республиканским правительством;
· займы, выпускаемые местными органами власти.
3. По сроку обращения:
· краткосрочные (до 1 года);
· среднесрочные (1 – 5 лет);
· долгосрочные (5 – 30 лет);
4. По обращению на рынке:
· рыночные (свободно продаются и покупаются);
· нерыночные («привязаны» к своим владельцам и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).
5. В зависимости от формы выплаты доходов:
· выигрышные облигации;
· процентные облигации;
· с нулевым купоном (дисконтные).
6. По характеру получаемого дохода:
· с твердым доходом;
· с плавающим доходом (объявляются заемщиком-государством в зависимости от политических, общеэкономических, финансовых факторов).
7. По возможности досрочного погашения:
· с правом досрочного погашения и без такового.
8. По виду погашения:
· с единовременным погашением;
· с возможностью погашения по частям.
þФункционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик долг подразделяется на внутренний и внешний.
Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Выплата долгов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга — погашению страной государственной задолженности путем выпуска новых займов.
На достижение эффективности государственного кредита направлены следующие меры в области управления государственным долгом:
конверсия — изменение доходности займов или снижение размера выплачиваемых процентов по займу (непопулярная мера);
консолидация— изменение условий займов, связанное с их сроками;
унификация — объединение нескольких займов в один;
обмен облигаций по регрессивному соотношению;
отсрочка погашения;
аннулирование займов.
Вопрос 11
ü Классификация внебюджетных фондов.
ü Пенсионный фонд РФ.
ü Фонд социального страхования РФ.
ü Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
þВнебюджетные фонды — совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение. Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на:
· экономические (предназначенные для решения проблем с экономическим развитием);
· социальные (предназначенные для решения общественных вопросов).
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на:
· государственные (формируются на государственном уровне);
· региональные (формируются на региональном уровне).
Источники этих фондов – обязательные платежи (Единый социальный налог), добровольные взносы юридических и физических лиц, частично – бюджетные средства.
Денежные средства фондов направляются на покрытие государственных расходов, не включенных в бюджет. С их помощью можно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
· предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Фонды имеют права заниматься коммерческой деятельностью, создавать другие организации и использовать государственные средства не по целевому назначению.
Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально создаваемым административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по исполнению фондов, оговоренные законом.
þПенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. Отличительная черта его взаимоотношений с госбюджетом – высокая доля собственных ресурсов и отказ от дотаций из централизованных источников. Подотчетен Государственной Думе; информация о результатах деятельности Пенсионного фонда ежегодно представляется на рассмотрение парламента страны.
s Основные задачи
· целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
· участие на долговременной основе в финансировании программ по социальной поддержке населения;
· расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.
s Источники формирования средств:
· часть единого социального налога;
· средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий;
· средства Фонда социального страхования;
· пени и финансовые санкции;
· добровольные взносы юридических и физических лиц.
Размер взносов предприятий и организаций в Пенсионный фонд определяется ежегодно правлением фонда и утверждается законодательными органами власти.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых начисляется пенсия. Срок оплаты страховых взносов для работодателей и граждан – 1 раз в месяц.
s Органы управления:правление, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия, отделение фонда.
þФонд социального страхования.
Так же как и ПФ, ФСС, РФ является автономным и строго целевым. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций различных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Предназначен для финансирования выплат различных пособий – пособия по временной нетрудоспособности (пособия по болезни), пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение, содержание аппарата, создается резерв для обеспечения финансирования выплат пособий и других выплат.
s Источники формирования средств:
· часть единого социального налога;
· суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на производстве от несчастных случаев.
· суммы единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающие в фонд;
· проценты от капитализации свободных средств и государственные ценные бумаги или вклады на депозит;
· ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
· добровольные взносы физических и юридических лиц;
· прочие поступления.
Величина страховых взносов определяется как произведение установленного Правительством процента (тарифа) к фонду заработной платы рабочих и служащих. Страховые взносы начисляются с большинства видов выплачиваемых вознаграждений – заработная плата, премии, доплата за сверхурочные. Не начисляются: на единовременные пособия, премии за открытия и изобретения.
s В ФСС входят:
· региональные отделения;
· центральные отраслевые отделения;
· филиалы региональных и центральных отраслевых отделений, являющиеся юридическими лицами;
· центральный аппарат фонда во главе с правлением и председателем.
В настоящее время система ФСС находится в совместном правлении государства и профсоюзов.
þФонд обязательного медицинского страхования РФ
Создан с целью обеспечения прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, а также участия в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования, разработки и осуществления комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
sОсновные статьи расходования средств:
· финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими органами;
· реализация финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
· направление финансовых средств на обеспечение тарификации стоимости медицинских услуг;
· создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
· выравнивание ресурсной базы регионов для проведения обязательного медицинского страхования;
· обеспечение текущей деятельности.
sИсточники формирования средств:
· часть единого социального налога;
· взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;
· ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;
· суммы единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающие в фонд;
· ассигнования из федерального бюджета на выполнение медицинских программ;
· добровольные взносы физических и юридических лиц;
· средства, предусмотренные органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
· доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
· иные финансовые средства (пени, штрафы, неустойки).
Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом.
ª Система ФОМС:
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
· Территориальные фонды ОМС.
Вопрос 13