Регулирование и оплата труда адвокатов

Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции

В соответствии с п. 16 Основных положений о роли адвокатов, принятых Конгрессом ООН в 1990 году, Правительства должны обеспечить адвокатам возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, преследования, запугивания или неоправданного вмешательства; защиту от судебного преследования и применения административных, экономических и других санкций за любые действия, совершенные в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами, а также от угроз такого преследования и применения указанных санкций[120].

Учитывая изложенные международно-правовые требования к взаимоотношениям адвокатуры и государства, ст. 29 Закона “Об адвокатуре” регламентирует их следующим образом: “Государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам”.

В то же время п. 3 ст. 31 Закона “Об адвокатуре” наделяет Министерство юстиции полномочиями по общему и методическому руководству адвокатурой. Это связано с выполнением ею важной публично-правовой функции, которая нуждается в определенном государственном регулировании и обеспечении. Однако оно должно осуществляться без мелочной опеки и грубого вмешательства в деятельность адвокатуры, без нарушения принципов независимости, автономности и корпоративности со стороны исполнительной власти в лице Министерства юстиции[121].

Министерство юстиции Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

n издает в соответствии с законодательством нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры;

n регистрирует уставы коллегий адвокатов;

n выдает и аннулирует при наличии предусмотренных законодательством оснований лицензии на право занятия адвокатской деятельностью;

n контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность;

n вносит в коллегии адвокатов представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности;

n имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны;

n приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений;

n оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегий адвокатов (ст. 31 Закона “Об адвокатуре”).

Коллегии адвокатов сотрудничают и с местными органами государственной власти и управления в целях обеспечения населения регионов квалифицированной юридической помощи. Так, местные Советы народных депутатов и их исполнительно-распорядительные органы в пределах своей компетенции на возмездной основе обеспечивают коллегии адвокатов, юридические консультации пригодными для работы помещениями; оказывают содействие в материально-техническом обеспечении, решении жилищно-бытовых и других социальных вопросов, в необходимых случаях предоставляют коллегиям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения; осуществляют иные мероприятия, направленные на обеспечение доступности юридической помощи, сотрудничают в этих целях с органами адвокатского самоуправления (ст. 30 Закона “Об адвокатуре”).

Адвокатура также осуществляет сотрудничество с другими общественными объединениями юристов, иными общественными объединениями граждан в деле обеспечения законности и правопорядка, правового воспитании граждан, изучения правоприменительной практики, подготовки взаимосогласованных предложений по совершенствованию законодательства и по другим направлениям.

Порядок и условия взаимоотношений адвокатских объединений с другими общественными объединениями определяются их уставами, а также договорами (соглашениями) (ст. 32 Закона “Об адвокатуре”).

Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочиями, позволяющими направлять и контролировать деятельность Республиканской коллегии адвокатов. Так, оно: издает нормативные акты, обязательные для исполнения Республиканской коллегий адвокатов, ее органами и адвокатскими объединениями; приостанавливает решения Президиума Республиканской коллегии адвокатов, не соответствующие законодательству, и вносит представление об их отмене; утверждает разработанные и принятые Президиумом Республиканской коллегии адвокатов типовые уставы адвокатских объединений, правила внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, методические рекомендации, а также Положение о Республиканской коллегии адвокатов; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом, нормативном обеспечении деятельности Республиканской коллегии адвокатов; участвует в материально-техническом обеспечении мероприятий по повышению квалификации адвокатов, проводимых Республиканской коллегией; вносит предложения Председателю Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности руководителей адвокатских объединений и юридических консультаций за недостатки и упущения в работе; вносит представления Президиуму Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя Республиканской коллегии адвокатов в случае нарушения ими законодательства, профессиональной этики или в других случаях, свидетельствующих о невозможности исполнения им своих обязанностей.

 

Труд адвокатов регламентируется Законом “Об адвокатуре”, Уставами коллегий адвокатов, иными нормативными актами, и организуется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка коллегии (ст. 25 Закона “Об адвокатуре”).

На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства Республики Беларусь. Член коллегии пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на государственное пенсионное обеспечение.

Назначение и выплата адвоката пособий по государственному социальному страхованию и государственное пенсионное обеспечение адвокатов производятся в соответствии с действующим законодательством.

В целях финансирования мер по социальной защите адвокатов и адвокатских объединений могут быть созданы страховые фонды. Правила образования, порядок выплаты, размер отчислений в страховой фонд определяются общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Труд адвоката оплачивается из средств, поступивших от физических и юридических лиц, за оказанную им правовую помощь. (ч. 1 ст. 26 Закона “Об адвокатуре”).

Размер оплаты определяется соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, с учетом рекомендаций, содержащихся в Правилах профессиональной этики адвоката. При отсутствии соглашения размер оплаты определяется заведующим юридической консультацией, исходя из объема и сложности поручения.

В соответствии с п. 6.2. Правил профессиональной этики адвоката[122] рекомендуется определять размер гонорара в разумных пределах, принимая во внимание следующие факторы: опыт и квалификация адвоката, требуемые для оказания юридической помощи надлежащим образом; профессиональный авторитет адвоката; новизна и сложность вопросов; необходимые затраты времени и труда; вероятность того, что принятие данного поручения ограничит возможности адвоката одновременно работать по другим делам; сроки, установленные клиентом или обстоятельствами; привлечение специалистов; расходы, связанные с оказанием юридической помощи; практика определения гонорара в данном регионе, а также в регионе, в котором клиент имеет постоянное местопребывания.

Адвокат не должен принимать поручения на оказание юридической помощи с условием выплаты ему гонорара в зависимости от будущих результатов. Целесообразно, чтобы гонорар по делам по назначению и по соглашению, проводимыми молодыми специалистами, назначался с обязательным предварительным согласованием с заведующим юридической консультацией.

Одновременно с оформлением письменного соглашения между адвокатом и клиентом, в котором обязательно следует указывать размер оплаты юридической помощи, должен быть произведен прием гонорара. Он может иметь место только от лица, заключающего соглашение, и оформляется квитанцией с обязательным заполнением всех реквизитов и личной подписью клиента. Квитанция об оплате хранится в юридической консультации, а ее копия вручается клиенту.

Прием денежных средств от субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности за оказание юридической помощи физическим лицам следует производить только при наличии решения общего собрания учредителей по этому вопросу[123].

Списание гонорара для начисления заработка адвокату производятся заведующим юридической консультацией по письменным соглашениям, которые должны иметь подписи адвоката и клиента и содержать необходимые сведения о датах, характере и объеме выполненной работы.

В соответствии со ст. 6 Закона “Об адвокатуре” юридическая помощь оказывается бесплатно коллегиями адвокатов за счет своих средств истцам в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, а также инвалидам I и II групп при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом, физическим лицам, освобожденным в установленном действующим законодательством порядке от оплаты юридической помощи.

Необходимо иметь в виду, что освобождение клиента полностью или частично от оплаты юридической помощи не является частным делом адвоката, а регулируется законом.

Так, в силу ч. 7 ст. 46 УПК освободить подозреваемого, обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи вправе лишь заведующий юридической консультацией или Президиум коллегии адвокатов, а также орган дознания, предварительного следствия, прокурор, суд, в производстве которого находится уголовное дело. В случае такого освобождения заведующим юридической консультацией или президиумом коллегии адвокатов выносится постановление и оплата труда защитника производится из средств коллегии (из расчета сложившейся среднедневной ставки в зависимости от вида выполненного­

поручения), в других случаях – за счет государства.

Расходы по оплате труда адвокатов относятся на счет государственного бюджета и в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и в судебном разбирательстве по назначению, т.е. когда участие защитника по закону являлось обязательным, а сам подозреваемый, обвиняемый, их законные представители его не пригласили. Возмещение расходов государству в этом случае может быть возложено приговором суда на осужденного, за исключением расходов по оплате труда адвоката при даче им бесплатной консультации подозреваемому, обвиняемому до начала первого допроса (ч. 8 ст. 46 УПК).

При этом оплата труда адвокатов определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и регулируется Правилами возмещения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств бюджета[124].

Постановлением Президиума Республиканкой коллегии адвокатов от 6 января 1998 года работа адвоката приравнена к должности главного специали­ста и установлен размер иных расходов коллегий адвокатов в размере 50% от оплаты труда за счет средств бюджета. Свое решение Республиканская коллегия адвокатов мотивировала тем, что адвокат – лицо, имеющее высшее юридическое образование, является самостоятельным участником уголовного процесса, профессионально независим и единолично отвечает за избранную им правовую позицию при осуществлении защиты по уголовному делу, что требует от него высокой квалификации и ответственности.

В связи с этим размер оплаты труда адвоката за день работы не может превышать дневного заработка главного специалиста органов управления областных и Минского городского исполкомов вне зависимости от количества дел, по которым адвокат принимал участие по назначению в один день, а также ко­личества лиц, защиту которых адвокат осуществлял по одному делу[125]. Условия и размер оплаты труда должностных лиц и других работников коллегий адвокатов определяются Президиумом коллегий в соответствии с утвержденной общим собранием (конференцией) коллегии сметой расходов. Заработок членов коллегии, занимающих штатные должности в Президиуме и юридических консультациях, состоит из должностного оклада и сумм, начисленных за адвокатскую деятельность.

Адвокаты уплачивают подоходный налог со всей суммы получаемого ими заработка, за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с адвокатской деятельностью, – за вычетом сумм, направляемых в фонд коллегии адвокатов. Сокрытие от налогообложения доходов, полученных за оказание юридической помощи, является основанием для аннулирования лицензии, дающей право на занятие адвокатской деятельностью (ст. 24 Закона “Об адвокатуре”).

Адвокатские объединения не являются коммерческими организациями, существуют исключительно за счет отчислений от денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц за оказание им правовой помощи

членами коллегии адвокатов. Размер отчислений в фонд коллегии не может превышать 30% средств, поступивших адвокату за оказание юридической помощи от граждан и организаций. (ч. 10 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”).

Коллегиям адвокатов предоставляется право устанавливать для отдельных адвокатов на срок до шести месяцев повышенные, но не более 40% размеры отчислений от денежных средств, поступивших от физических и юридических лиц за оказание им юридической помощи, в том числе когда адвокат:

n ведет высокооплачиваемые дела и в связи с этим освобождается от оказания бесплатной юридической помощи и (или) ведения дел по назначению;

n необоснованно уклоняется от оказания бесплатной юридической помощи и

(или) ведения дел по назначению, неоправданно завышает стоимость юриди­ческих услуг, включает в гонорар стоимость излишних услуг (процессуальных действий), совершает иной дисциплинарный проступок (ч. 11 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”).

Из своих средств коллегии адвокатов выплачивают взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Они освобождаются от общегосударственных налогов, сборов и иных платежей в бюджет, в том числе и от чрезвычайного налога для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Местные налоги и сборы выплачиваются коллегиями адвокатов в порядке, установленном законодательством. (ч. 3 ст. 27 Закона “Об адвокатуре”).

Фонд коллегии адвокатов расходуется на ее содержание, развитие и материально-техническое обеспечение, включая аренду помещений для Президиума коллегии и юридических консультаций, коммунальные услуги, связь; оплату труда должностных лиц и технических работников коллегии, а также адвокатов, оказывающих бесплатную помощь; отчисления на оплату отпусков, приобретение юридической литературы, компьютерной техники, изготовление бланков для оформления документов и т.д.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Адвокатура в Республике Беларусь, ее сущность и задачи.

2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

3. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

4. Организационные формы деятельности адвокатуры.

5. Органы самоуправления адвокатов, порядок образования, состав и полномочия.

6. Гарантии адвокатской деятельности. Права и обязанности адвоката.

7. Дисциплинарная ответственность адвокатов.

8. Прекращение членства в коллегии адвокатов. Аннулирование лицензии.