ЛЕКЦИЯ 9. ПРОКУРАТУРА

Республики Беларусь

Система и структура Министерства юстиции

Министерство юстиции – республиканский орган государственного управления, подчиненный Совету Министров Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь в систему Минюста входят:

n Управление юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;

n Государственные нотариальные конторы;

n НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы;

n Комитет по авторским и смежным правам.

Структура Министерства юстиции строится соответственно конкретным направлениям его деятельности В аппарате Министерства имеются следующие структурные подразделения: Управление законодательства о государственном и социальном строительстве; Управление хозяйственного законодательства; Управление организационного обеспечения деятельности судов; Управление общественных объединений; Управление нотариата, ЗАГС, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности; Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и органов государственного управления; Управление правового обеспечения внешних связей, включающее международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи; Отдел организационного обеспечения деятельности адвокатуры; Отдел кадров; отделы бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы; планово-финансовый и общий.

Следует заметить, что в составе некоторых управлений имеются также отделы. Так, в Управление законодательства о государственном и социальном строительстве действуют три отдела: 1) Отдел законодательства о государственном строительстве; 2) отдел законодательства о социальном и культурном строительстве; 3) отдел учета и правовой информации.

Управление правового обеспечения внешних связей включает международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи и т.д.

Возглавляет Министерство юстиции и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Им же определяется численность заместителей Министра юстиции по представлению Правительства.

Министр юстиции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство юстиции задач и функций. Вносит в Совет Министров республики проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. Распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства по руководству отдельными направлениями его деятельности, утверждает структуру и штатное расписание аппарата в пределах численности и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных ему учреждениях и организациях.

Министр юстиции согласовывает с областными и Минским городским исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов. Как указывалось выше совместно с Председателем Верховного Суда вносит представления Президенту Республики Беларусь об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей этих судов и осуществляет другие права в соответствии с действующим законодательством.

Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций системы Министерства и иных республиканских органов государственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.

В Минюсте образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы Министерства. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Правительством.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. В случае разногласий между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Совет Министров, а члены коллегии, в свою очередь, имеют право информировать о своей позиции Правительство.

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может быть создан научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и значение организационного обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие эту деятельность, их полномочия.

2. Задачи и основные направления деятельности органов юстиции.

3. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.

 


Основные понятия:

прокуратура, прокурорский надзор, акты прокурорского надзора, органы прокуратуры, принцип единства, принцип централизации, принцип законности, специализированные прокуратуры, классный чин.

Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.

Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию “сдержек и противовесов” в системе разделения властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем, прокуратура всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности.

Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику. Во-первых, прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст. 1 Закона “О прокуратуре”). Во-вторых, ограниченность “усеченность” полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Та к прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”, другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального Прокурора Республики Беларусь.

История создания органов прокуратуры Республики Беларусь берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах.

В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и на местах[85].

26 июня 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением законности и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Постановлением Ш сессии ЦИК БССР была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР[86].

Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.

Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.

С образованием Союза ССР потребовала своего разрешения поставленная В.И. Лениным задача: установить единую для всего государства законность. В тесной связи с решением этой задачи начался процесс преобразования прокуратуры во всесоюзный орган. Первым шагом на этом пути было образование в 1923 году прокуратуры Верховного Суда СССР.[87]

Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие права: право законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Прези-

диума ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и другие. Однако полномочий по руководству прокуратурой БССР (равно как и других республик) Прокурор Верховного Суда ССР не имел, поскольку она находилась в системе наркомата юстиции республики.

20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК ССР была образована Прокуратура СССР[88]. На нее вместе с осуществлением надзорных полномочий было возложено руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Это проявилось в том, что Прокурор ССР давал прокурорам союзных республик указания, проводил обследование и проверку их деятельности, получал отчеты о их работе. Вместе с тем прокуратура БССР по прежнему находилась в составе наркомата юстиции республики. Прокурор БССР как и раньше являлся наркомом юстиции республики. Однако руководящие работники прокуратуры стали назначаться с согласия Прокурора Союза ССР. Прокурор БССР назначался и отзывался Прокурором СССР по согласованию с ЦИК БССР.

Процесс централизации органов прокуратуры в СССР был завершен в 1936 году, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный наркомат юстиции[89]. Согласно этому постановлению Прокуратура БССР (равно как и других союзных республик) была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР.

Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР. Конституция БССР 1937 года воспроизвела и конкретизировала эти положения применительно к Прокуратуре БССР – составной части Прокуратуры СССР. В последующие годы до распада Союза ССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры СССР, деятельность которой в начале регулировалась Положением о прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 24 мая 1955 года[90], а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года[91], принятым в соответствии со статьей 164 Конституции СССР 1977 года.

С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов – Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.

После образования Республики Беларусь как суверенного государства Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой он не противоречил ее законодательству. 29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь”[92] (далее закон “О прокуратуре”), который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.