И его заместители

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. В настоящее время он насчитывает 52 человека. Указанные лица как члены Пленума обладают равными правами (ч. 1 ст. 48 Закона).

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных заведений и других государственных организаций и общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 48 Закона).

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции.

Заседание Пленума является правомочным при наличии большинства его членов. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума заслушиваются по докладам инициаторов либо уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума. Для подготовки проекта постановления в необходимых случаях образуется редакционная комиссия из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в его работе (ст. 50 Закона).

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума (ч. 3 и 4 ст. 51 Закона).

Секретарем Пленума является судья Верховного Суда, который освобождается от выполнения обязанностей по основной должности и осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения принятых Пленумом постановлений (ч. 5 ст. 51 Закона).

Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ст. 47 Закона).

Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. В то же время такие разъяснения имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства[61].

Пленум также может рассматривать заключения Конституционного Суда, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии данных им разъяснений Конституции и законам Республики Беларусь.

В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, имеющим значение как для общих, так и хозяйственных судов, например, о разграничении подведомственности дел.

К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся:

n утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума из состава его членов;

n заслушивание сообщений председателей областных, Минского городского,

Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь;

n избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

n утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь (ст. 49 Закона).

Таким образом, постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию могут быть разделены на следующие группы:

· руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действую-

щего законодательства;

· контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

· организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

· кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Постановления Пленума публикуются в журнале “Судовы весн1к”, который является официальным изданием Верховного Суда Республики Беларусь.

 

Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе общих судов, что является важнейшим условием эффективного осуществления правосудия и выполнения функции надзора за судебной деятельностью.

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия: может председательствовать в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела для проверки в порядке надзора; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; вправе приостановить исполнение судебных решений по судебным делам.

В порядке руководства работой Верховного Суда по надзору за судебной деятельностью органов правосудия государства и реализации ее результатов Председатель Верховного Суда: организует изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, для чего вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях; организует работу по осуществлению контроля за исполнением разъяснений Пленума Верховного Суда; выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда представления о несоответствии его разъяснений законодательству Республики Беларусь; вносит представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда руководит организацией работы самого высшего судебного органа, для чего: распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда; представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий Верховного Суда, составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел; руководит работой аппарата Верховного Суда; организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению жалоб, ведет личный прием граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Например, утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Верховного Суда, инструкцию по делопроизводству в Верховном Суде и т.д. (ч. 1 ст. 56 Закона).

В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей его функции исполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей – заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (ч. 2 ст. 56 Закона).

Первый заместитель Председателя Верховного Суда обладает теми же процессуальными полномочиями, что и сам Председатель, а также руководит работой структурных подразделений аппарата Верховного суда в соответствии с распределением обязанностей, ведет личный прием граждан, организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 57 Закона).

Заместители Председателя Верховного Суда, наряду с выполнением перечисленных выше процессуальных функций, руководят работой судебных коллегий Верховного Суда, информирует Пленум Верховного Суда об их деятельности, организует обобщение судебной практики и анализ судебной статистики в руководимых ими коллегиях, ведут личный прием граждан, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (например, руководят деятельностью научно-консультативного совета и т.д.) (ст. 58 Закона).