Правоохранительные органы Японии

Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии

 

Германия по форме государственного устройства — федера­ция, в составе которой 16 земель. У каждой земли — собственная конституция, выборный законодательный орган — однопалатный ландтаг (за исключением Баварии, где 2-х палатный) и правитель­ство во главе с премьер-министром. Конституция принята 23 мая 1949 г. Германия по форме правления — парламентская республи­ка. Органами законодательной власти является Бундестаг и Бун­десрат. Исполнительную власть осуществляет Федеральное прави­тельство ФРГ, во главе которого находится Федеральный канцлер.

Федеральный Президент представляет Германию в международно-правовых отношениях. В соответствии со ст. 92 Основно­го закона судебная власть в Федеративной Республике Германия осуществляется Федеральным конституционным судом, федераль­ными судьями и судами земель.

Члены Федерального конституционного суда избираются по­ровну Бундестагом ФРГ и Бундесратом ФРГ. Федеральный кон­ституционный суд разрешает спорные вопросы толкования Кон­ституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Важ­ная функция Федерального конституционного суда — рассмотре­ние жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав.

В ФРГ действует сложная система судов, состоящая из несколь­ких самостоятельных ветвей (уровней). Конституция ФРГ различа­ет пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собствен­ным высшим судебным органом.

Верховный федеральный суд возглавляет систему общих су­дов. В состав Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским, 5 — по уголовным делам и 7 для рассмотрения спе­циальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нота­риусов и др.). В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли.

Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции.

Суды земли слушают дела по первой инстанции и по второй ин­станции. В составе каждого суда земли, возглавляемого его пред­седателем, образуются палаты по гражданским делам и по уголов­ным делам.

Участковые суды представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участ­ковых судей. Суд шеффенов заседает в составе участкового судьи и двух шеффенов, составляющих единую коллегию. Ими рассма­триваются уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к ис­ключительной компетенции судов земли или высших судов земли, но при условии, чтобы выносимое ими наказание не превышало трех лет лишения свободы. В систему общих судов в качестве са­мостоятельных подразделений включены суды по делам несовер­шеннолетних.

Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими, важное место занимают суды по трудовым де­лам. Система судов по социальным вопросам создана для рассмо­трения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выпла­той пособий безработным и т.п. Также существует система финан­совых судов для рассмотрения дел, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жало­бы и споры не относятся к компетенции иных судов. Эту систему возглавляет Федеральный административный суд.

Прокуратура в Германии создана как орган, должный беспри­страстно исследовать истину и осуществлять правоохранительные функции. Организационная структура прокуратуры совпадает со структурой судебной системы и подразделяется на федеральную и земельную. При каждом суде общей компетенции должна со­стоять конкретная прокуратура. При Верховном федеральном суде функции прокуратуры осуществляют генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры, которые действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ. В то же время прокуратура функционально независима от суда и отде­лена от него организационно.

Генеральный федеральный прокурор назначается президен­том ФРГ с согласия Бундесрата. Генеральный прокурор назначает обер-прокуроров, на которых распространяется Закон о государ­ственных служащих. Главной задачей прокуратуры является осу­ществление уголовного преследования. Прокуратура может истре­бовать от любого государственного органа необходимую инфор­мацию, может осуществлять расследование самостоятельно либо поручить выполнение следственных действий службам полиции. Прокурор вправе проводить допрос обвиняемого, свидетелей, экс­перта и завершить расследование либо путем подачи публичного иска в суд с предъявлением обвинения либо прекращать дела. Про­куратура в ФРГ выполняет и задачи координации деятельности правоохранительных органов.

Согласно Закону о судоустройстве, в компетенцию Федераль­ного генерального прокурора входит также расследование особо важных дел (политических и государственных), слушание кото­рых проходит в Федеральном верховном суде. Прокурору предо­ставляется возможность выбора любого суда, который он считает компетентным рассматривать возбужденное им дело. Прокуроры выполняют возложенные на них законом функции совершенно не­зависимо от судей. Они принимают участие в главном судебном разбирательстве, вносят протест на решения судьи, выполнение действий по приведению в исполнение решения суда.

В ФРГ предварительное следствие проводится в форме дозна­ния и осуществляется до возбуждения уголовного дела. Уголов­ные преступления расследуются главным образом полицейскими службами, находящимися в подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. По основной массе дел дознание проводит полиция. Задачей дознания является выяснение вопроса о наличии подозрения, чтобы судить о возмож­ности возбуждения публичного обвинения. Полиция выполняет все действия с ведома прокуратуры. В Германии нет стадии воз­буждения уголовного дела. Первоначальные следственные дей­ствия означают начало производства по уголовному делу.

Общий порядок избрания меры пресечения в виде содержания под стражей следующий: прокурор обращается к участковому судье с соответствующим ходатайством, который выдает (или от­казывает в выдаче) письменный ордер на арест в зависимости от наличия «серьезного подозрения».

Прокуратура возбуждает публичное обвинение путем направ­ления в суд обвинительного акта, если проведенное дознание дает для этого достаточный повод. Право ознакомиться с материалами дела имеет только защитник. Вопрос о предании обвиняемого суду решает судебный орган. До рассмотрения дела судья или пред­седательствующий вручает обвиняемому обвинительный акт и разъясняет, что он в течение установленного срока вправе заявить ходатайство об истребовании дополнительных доказательств или возражений против открытого судебного разбирательства[67].

Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокаты. Адво­каты должны представлять интересы сторон в судах высших ин­станций по трудовым делам и могут выступать в судах по социаль­ным вопросам, в финансовых и административных судах. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суде земли или суде земли, в котором он допущен к адво­катской практике. Все существующие в ФРГ коллегии адвокатов объединены в Федеральную ассоциацию.

 

Япония — унитарное государство в Восточной Азии, разделен­ное на 47 префектур. Конституция от 3 мая 1947 года провозгласи­ла «символом государства и единства нации» императора и уста­новила конституционную парламентскую монархию. Император отстранен от самостоятельного решения вопросов государствен­ной политики и не имеет реальной власти, в основном выполняет церемониальные функции. Высшим органом государственной вла­сти является парламент, состоящий из двух палат, палаты предста­вителей (Сюшин) и палаты советников (Ваншин). Они избираются на основе всеобщего избирательного права.

Высшим органом исполнительной власти в стране является правительство Японии — Кабинет министров, полномочия кото­рого очень обширны. Местное управление осуществляют выбор­ные собрания. Главные должностные лица в префектурах — гу­бернаторы.

В Японии вся полнота судебной власти принадлежит Верхов­ному суду и судам низших инстанций. Современная судебная си­стема включает Верховный суд, высшие, территориальные, семей­ные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, на­деленный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. В Верхов­ный суд входят председатель и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает на коллегиях (как правило, из 5 судей), в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоя­щих судов по гражданским и уголовным делам. Конституционный контроль может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами.

К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жало­бы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельства дела. Верховный суд рассматривает в полном составе жалобы на неконституционность законодательных актов или административ­ных актов, а также дела, по которым возникает необходимость тол­ковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших го­родах в разных частях страны) выступают, главным образом, в ка­честве судов апелляционной инстанции и рассматривают в колле­гиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов.

Важнейшим звеном судебной системы являются территори­альные судьи расположенные в каждой префектуре. В этих су­дах дела рассматриваются единолично судьей, либо коллегией из трех судей, если рассматриваются дела о преступлениях, за кото­рые предусмотрено наказание — лишение свободы сроком свыше одного года или большая сумма иска.

Семейные суды приравниваются к территориальным судам. Они разбирают споры семейно-брачного характера, а также дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Если несовершеннолетним совершено серьезное преступление, то се­мейным судом проверяется обоснованность обвинения и переда­ется в территориальный суд.

Первичные суды — это самые низшие суды, где рассматривают­ся гражданские дела с небольшой суммой иска и уголовные дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы. Судов присяжных в Японии нет.

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юсти­ции и представляет собой централизованную организацию, воз­главляемую Генеральным прокурором. Структура прокуратуры приспособлена больше всего к судебной системе: имеются службы генеральной прокуратуры при Верховном суде, при высших, тер­риториальных, семейных и других судах.

Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследовани­ем, проводимым по всем остальным делам полицией, и за испол­нением уголовных наказаний. Они вправе возбуждать при необхо­димости уголовное преследование и по окончании расследования составляют обвинительное заключение, передают его в суд и под­держивают там обвинение. Прокуроры Японии обладают чрезвы­чайно широкими дискреционными полномочиями. По действую­щим правилам судопроизводства прокурор не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо дру­гих документов.

Полицейская система Японии основана на сети управлений, размещенных в каждой префектуре и имеющих широкие опера­тивные полномочия и подчиняется Национальному полицейскому управлению. Префектуральные управления обеспечивают несение патрульной службы, сохранение безопасности на дорогах, работу криминальной полиции и т. д.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом. Он может быть выбран самостоятельно либо назначен государством, если у обвиняемого нет возможности оплачивать юридические услуги.

В гражданском процессе малоимущим также может оказывать­ся материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке упла­ты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи[68]1.