Основные задачи и система органов юстиции

ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГЛАВА 5

В системе государственных органов исполнительной власти ре­спублики органы юстиции приобретают все более широкий круг полномочий, значительно усиливающих содержание правоохра­нительной направленности. Деятельность Министерства юстиции непосредственным образом затрагивает жизнь каждого граждани­на Казахстана. Сегодня министерство юстиции курирует не только законотворческую деятельность, но и деятельность институтов ад­вокатуры и нотариата, центров обслуживания населения, вопросы, связанные с законодательным регулированием работы религиоз­ных объединений, и многое другое. Органы юстиции Республики Казахстан в пределах своей компетенции осуществляют правовое обеспечение деятельности государства, поддерживают режим за­конности в работе государственных органов, организаций, долж­ностных лиц и граждан, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Отечественная юстиция почти за 90 лет со дня образования прошла трудный тернистый путь становления. Истоки становле­ния органов юстиции на территории постсоветского пространства своими корнями уходят в далекий октябрь 1917 г., когда был создан Народный комиссариат юстиции РСФСР, на который возлагалось руководство судебными, прокурорскими, следственными и нота­риальными органами. Позже в связи с ликвидацией Народного комиссариата внутренних дел РСФСР было возложено и руковод­ство деятельностью исправительно-трудовых учреждений (с 1930 по 1934 г.).

10 июля 1919г. был принят Декрет «Об образовании Автоном­ной Киргизской Социалистической Советской Республики». В числе 12 народных комиссариатов был утвержден Народный ко­миссариат юстиции.

13 июля 1920 г. опубликовано постановление Кирревкома «Об основных началах устройства управления Советской власти в Кир­гизской Республике». В соответствии со статьей 5 постановления Центральный отдел юстиции признается как краевой орган, на ко­торый возлагается управление и заведование судебной частью на всей территории республики.

В марте 1921 г. Совнарком утвердил Положение о Наркомюсте, структура которого состояла из 5 отделов: судебный (организация работы местных органов юстиции и судебных учреждений) консультационно-кодификационно-издательский, центрально-карательный (ведал местами заключения), финансово- хозяйственный, ликвидационный (проводил в жизнь Декрет об от­делении церкви от государства).

23 марта 1923 г. КазЦИК утвердил новое Положение о Народ­ном комиссариате юстиции Киргизской (Казахской) АССР.

25 октября 1939 г. Совнарком принял новое Положение о Наркомюсте. В составе Комиссариата функционировали управления судебных учреждений, кадров, учебных заведений; кодифика­ционный, мобилизационный, нотариальный, организационный, секретно-шифровальный, планово-финансовый отделы; отдел ад­вокатуры, контрольно-инспекторские группы, секретариат, архив, юридическое издательство. При Наркомюсте создается коллегия. Ее состав утверждается Совнаркомом из выдвинутых комиссаром юстиции кандидатур.

В 1946 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Со­вета и законом, принятым IX сессией Верховного Совета Казах­ской ССР, Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров Казахской ССР. С этого момента Народный комиссари­ат юстиции стал именоваться Министерством юстиции Казах­ской ССР1.

Независимость Республики Казахстан открыла новую страни­цу в деятельности Министерства юстиции. Юстиция (лат. justitia — справедливость) — термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. К сожалению, при определении названия Министерства юстиции Республики Казахстан на государственном языке, прямолинейный перевод слова «юстиция» на казахский язык привел к появлению в обще­стве «Министерства справедливости».

Правовую основу деятельности органов юстиции составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года № 304-II «Об органах юстиции» и иные нор­мативные правовые акты, а также международные договоры, рати­фицированные Республикой Казахстан.

Деятельность органов юстиции строится на принципах:

1. законности;

2. обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3. гласности, взаимодействия с правоохранительными и дру­гими государственными органами, иными организациями и долж­ностными лицами;

4. независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений;

5. гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализа­ции исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного на­казания с исправительным воздействием;

6. единства системы органов юстиции.

Задачами органов юстиции являются:

1. участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод челове­ка и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, со­вершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2. правовое обеспечение деятельности Казахстана на между­народной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;

3. осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов от­дельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представи­тельных и исполнительных органов, актов гражданского состоя­ния, а также осуществление государственного учета и контроля нормативных правовых актов Республики Казахстан;

4. организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;

5. организация и осуществление судебно-экспертной деятель­ности;

6. исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопоряд­ка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголов­ные наказания;

7. организация исправления осужденных;

8. обеспечение соблюдения прав и законных интересов подо­зреваемых, обвиняемых и осужденных, а также граждан в учреж­дениях уголовно-исполнительной системы;

9. осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;

10. осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесен­ных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;

11. осуществление документирования и выдачи гражданам Ре­спублики Казахстан удостоверений личности и паспортов;

12. осуществление учета и регистрации граждан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

13. осуществление иных задач, возложенных на них законода­тельством Республики Казахстан.

Единую систему органов юстиции составляют: Министерство юстиции Республики Казахстан; комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан; территориальные органы юстиции; органы уголовно-исполнительной системы; учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные ор­ганизации.

Министерство юстиции Республики Казахстан является цен­тральным исполнительным органом, входящим в структуру Пра­вительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Пре­мьер — Министра Республики. Министерство юстиции возглав­ляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер Министра Республики.

Министр юстиции Республики Казахстан осуществляет руко­водство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.

Одна из важнейших задач министерства — правовое обеспече­ний координация законопроектной работы. Только в 2009 году в регате координирующей роли в правовом обеспечении мини­стерства юстиции Правительство внесло в Парламент 38 законопроектов. Зарегистрировано около двух миллионов фактов оказа­ния информационных услуг.

Институт законодательства обрел статус государственного учреждения, что позволит привлечь к работе квалифицированных специалистов, улучшить качество научной проработки законодательных инициатив.

Планируется изменение лицензирования нотариальной и адвокатской деятельности, реорганизации Центра судебной зкспертизы в Комитет судебно-экспертной деятельности. Ведется работа по увеличению численности государственных нотариусов и улучшению регистрационных услуг1.

Территориалъными органами юстиции являются областные, города республиканского значения и столицы, районные и городские подразделения юстиции. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.

Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации.

Кадры органов юстиции составляют работники органов юсти­ции являющиеся государственными служащими, сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, обладающие в соответствии с Законом «Об органах юстиции» иным Правовым статусом, а также другие лица, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством Республики Казахстан.