Государственные и международные стандарты и системы качества
Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции
Качество продукции как экономическая категория
Государственные и международные стандарты и системы качества.
Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции.
КАЧЕСТВО – совокупность свойств, характеристик продукции (услуг) обуславливающих пригодность продукции удовлетворять установленные потребности в соответствии с ее значением.
КАЧЕСТВО – оценка, показывающая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях.
Как экономическая категория качество продукции выполняет следующие функции:
· формирует себестоимость, цену продукции, прибыль, рентабельность деятельности предприятия любой формы собственности;
· характеризует степень удовлетворения потребительской потребности;
· на макроуровне увеличивает экспорт НТП:
· ведет к улучшению имиджа производства у покупателей и к устойчивости финансового положения.
Показатели качества систематизированы и включены в Общероссийский классификатор качества (ОКП) и сформированы в три основные группы:
1. Функциональные показатели:
- назначение для определенных функций (вместимость, водонепроницаемость);
- комплексные функции (калорийность, блочность, трудоемкость, производительность);
- надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.д.
- удобность эксплуатации, использования, учитывают гигиенические свойства удобные для человека;
2. Ресурсосберегающие показатели (технологичность –расход сырья, топлива, энергии, труда, времени).
3. Природоохранные показатели:
- безопасность человека при эксплуатации;
- экологичность, безвредность;
- утилизация, хранение.
Особое место как экономический показатель имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных со сроком службы. Цена продаж обычно меньше цены эксплуатации за срок службы. (Например: продажная цена у грузовика лишь 15%, у бытового холодильника – 10%, у трактора – 25%).
Показатели качества в основном определяют ее конкурентоспособность – свойство удовлетворять потребности потребителя наилучшим способом.
СТАНДАРТ – нормативный документ по стандартизации.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ – установление правил, упорядочение правил, характеристик на основе науки, обобщений результатов практики, техники.
Различают следующие стандарты:
· национальные;
· региональные;
· межгосударственные;
· международные.
Международный стандарт принят международной организацией по стандартизации ИСО.
С 1 июля 2003г. вступил в силу федеральный закон « о техническом регулировании». Закон установил сущность понятий: технический регламент, стандарт.
Эти документы устанавливаются федеральными законами РФ и осуществляют контроль за соблюдением требований международных норм.
Закон «о техническом регулировании» направлен на устранение необоснованных препятствий и повышение конкурентоспособности продукции. Он влияет на повышение возможностей вступления в ВТО.
СЕРТИФИКАТ – документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандартов.
На предприятиях широко внедряется система управления качеством продукции – менеджмент качества, которая решает и обеспечивает выпуск высококачественной продукции.