Маркетинговая среда организации.

Маркетинговая среда организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.

Основными факторами микросреды являются:

1. Фирма. Разрабатывая маркетинговые планы, руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самой фирмы.

2. Поставщики. Поставщики – это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию, ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы.

3. Маркетинговые посредники. Существуют фирмы, которые помогают компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся: а) торговые посредники, б) фирмы-организаторы товародвижения, в) агентства по оказанию маркетинговых услуг, г) кредитно-финансовые учреждения.

4. Клиентура. Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Она может выступать на клиентурных рынках пяти типов (рассмотрены ранее – потребительский, рынок предприятий, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок). Каждому типу рынка присущи свои специфические черты, которые продавцу необходимо изучать.

5. Конкуренты. Любая фирма сталкивается со множеством разнообразных конкурентов: а) желания-конкуренты, б) товарно-родовые конкуренты, в) марки-конкуренты.

6. Контактные аудитории. Контактная аудитория – это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на её способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Благотворная аудитория – группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер. Искомая аудитория – та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит. Нежелательная аудитория – группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется.

Любая фирма действует в окружении контактных аудиторий семи типов: 1. финансовые круги, 2. контактные аудитории средств информации, 3. контактные аудитории органов государственной власти и управления, 4. гражданские группы действий, 5. местные контактные аудитории, 6. широкая публика, 7. внутренние контактные аудитории.

Макросреда складывается из шести основных сил:

1. Демографическая среда. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, так как рынки состоят из людей. Основные факторы: а) демографический взрыв, б) снижение рождаемости в России, в) старение населения России, г) перемены в российской семье, д) миграция населения, е) повышение образовательного уровня и рост числа служащих.

В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демографические тенденции служат исключительно надежными факторами развития. По основным демографическим тенденциям можно судить, какое значение каждая из них будет иметь для конкретной фирмы.

2. Экономическая среда. Помимо самих людей, для рынков важна и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений, от доступности кредита.

3. Природная среда. Изменения экологической обстановки сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку. В настоящее время уже говорят о дефиците некоторых видов сырья. Вследствие этого происходит вздорожание энергии. Альтернативные виды энергии пока мало изучены и практически не используются, атомная энергия признана опасной. Происходит загрязнение окружающей среды, создается ёмкий рынок средств по борьбе с загрязнением, что открывает перед чутко реагирующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую возможность.

4. Научно-техническая среда. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже четвёртое столетие. Любая новая техника появляется на месте старой, от которой её отличает возможность сокращения затрат человеческого труда для удовлетворения нужд.

5. политическая среда. На маркетинговых решениях сильно сказываются события в политической среде. Эта среда слагается из законов, нормативных документов государственных учреждений, требований групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации, на отдельных лиц и ограничивают свободу их действий.

6. Культурная среда. Люди живут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая этого, человек воспринимает мировоззрение, которое определяет его отношение к самому себе и взаимоотношения с другими.