Цели и задачи изучения дисциплины СУЧР. Место дисциплины в системе других дисциплин магистерской программы.
Метою вивчення даної дисципліни єформування у студентів системи теоретичних та прикладних знань у галузі стратегічного управління людськими ресурсами сучасної організації з метою забезпечення її конкурентоспроможності в соціально-орієнтованій ринковій економіці
Завданнями дисципліни СУЛР є:
§ отримання студентами стійких сучасних знань з теорії стратегічного управління людськими ресурсами;
§ формування у студентів умінь і навичок самостійно аналізувати стратегії управління людськими ресурсами у відповідності до загальних стратегій розвитку та розробляти науково-практичні рекомендації щодо формулювання та втілення стратегій управління людськими ресурсами
Предметом даної дисципліни виступають організаційні та функціональні стратегії управління людськими ресурсами.
Дисципліна «Стратегічне управління людськими ресурсами» поглиблює знання управління організацією, зосереджуючись на управлінні людськими ресурсами організації. Вона передбачає засвоєння студентами курсів «Стратегічне управління підприємством», «Управління розвитком персоналу», «Організація діяльності менеджера» та ін.
Тема 2. Структура стратегії управління людськими ресурсами
1. Сутність і основні елементи стратегії управління людськими ресурсами.
2. Ключові концепції управління людськими ресурсами.
3. Стратегічна відповідність та її типи.
1. Сутність стратегії управління людськими ресурсами.
Стратегия управления ЧР — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Основными чертами стратегии управления ЧР являются:
• ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью
на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
• связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Большинство ведущих руководителей утверждает, что стратегия управления персоналом является составной частью общей стратегии организации. Однако на практике встречаются разные варианты их взаимодействия.
Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии.
Общая стратегия организации и стратегия управления ЧР разрабатываются и развиваются как единое целое, что
означает вовлечение специалистов службы управления персоналом
в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а, следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспективы развития всей организации.
Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:
• для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией — как функциональная стратегия на корпоративном,
общеорганизационном уровне;
• для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании — как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная электротехническая компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, то стратегия управления персоналом разрабатывается для каждой сферы производства, так как они имеют различия в структуре персонала, требованиях к квалификации и профессиональной подготовке, методах обучения и по другим вопросам).
Элементами стратегии управления персонала являются:
• цель деятельности организации;
• система планирования организации;
• отношения высших управленческих кадров;
• организационная структура служб управления персоналом;
• критерии эффективности системы управления персоналом;
• ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);
• доступность, полнота и обоснованность используемой информации;
• образование управляющих (всех уровней управления);
• взаимосвязь с внешней средой.
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
• отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
• оценка квалификации;
• вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.
• развитие персонала.
Основными характеристиками стратегического УЧР, по определению Дайера и Холдера (Dyer and Holder, 1988), являются:
• Организационный уровень, поскольку разработка стратегий предполагает принятие решений относительно ключевых целей, политики и распределения ресурсов; их формулирование, как правило, происходит на самом верхнем уровне компании.
• Целенаправленность - стратегии ориентируются на потребности компании и концентрируются на ее эффективности; в связи с этим люди рассматриваются прежде всего как ресурсы, требующие управления для достижения компанией своих стратегических целей.
• Комплексность - стратегии, по сути, имеют характер обобщающих схем, которые одновременно предполагают широту охвата, ситуационную обусловленность и интеграцию всех элементов.
Они включают комплекс целей и действий в области ЧР, которые должны быть адекватными условиям внешнего окружения, взаимоподдерживающими и синергическими.
• Распределение ролей - из вышесказанного следует, что процесс создания стратегий в основном является ответственностью линейных менеджеров, а персонал играет лишь вспомогательную роль.
Основными составляющими модели стратегического управления являются:
• вклад работников, т.е. ожидаемое поведение индивидов с точки зрения получения общей прибыли деятельности организации;
• структура занятости служащих, т.е. распределение компетенции сотрудников, квалификационный состав работающих, соотношение категорий работающих, количество уровней управления;
• компетенция работающих (требуемый от работников организации общий уровень квалификации);
• прием на работу с учетом уровня соответствия работников целям и задачам организации, степени их привязанности (преданности фирме).
В условиях стратегического управления ЧР фактически происходят качественные изменения в области работы с кадрами. Во всех традиционных направлениях кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты. Такие направления работы, как планирование потребности в персонале, отбор, деловая оценка, обучение и другие, выступают в качестве составляющих стратегии управления персоналом, вписываясь в цели и стратегические задачи организации.
Речь идет о следующих стратегиях управления персоналом:
• условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
• формы и методы регулирования трудовых отношений;
• методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
• установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики в рамках существующей организационной культуры;
• политика занятости в организации, включая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха; профориентация и адаптация персонала; меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;
• совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам; разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;
• новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала, позволяющие учесть степень соответствия работников их сегодняшним функциям, а также возможность освоения ими новых функций в будущем; разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;
• совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала, что возможно только в условиях эффективной организационной культуры предприятия; разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников, что напрямую связано с формированием и поддержанием эффективной для данной ситуации культуры организации;
• меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности, что также лучше всего реализуется в сильной организационной культуре;
• разработка новых и использование существующих мер социального развития организации в соответствии с основными принципами организационной культуры;
• совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии и культуры предприятия;
• мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления).
В каждом конкретном случае стратегия управления ЧР может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации в целом.