Особенности сварки алюминия, меди, титана и их сплавов.
Холодная и горячая сварка чугуна.
Особенности сварки средне- и высоколегированных сталей.
Классификация сталей по свариваемости.
2. Сварка углеродистых и низколегированных сталей.
1.По свариваемости стали подразделяют на четыре группы: первая группа – хорошо сваривающиеся; вторая группа – удовлетворительно сваривающиеся; третья группа – ограниченно сваривающиеся; четвертая группа – плохо сваривающиеся.
Основные признаки, характеризующие свариваемость сталей, – склонность к образованию трещин и механические свойства сварного соединения.
К первой группе относятся стали, сварка которых может быть выполнена по обычной технологии, т. е. без подогрева до сварки и в процессе сварки и без последующей термообработки. Однако применение термообработки для снятия внутренних напряжений не исключается.
Ко второй группе относят в основном стали, при сварке которых в нормальных производственных условиях трещин не образуется. В эту же группу входят стали, которые для предупреждения образования трещин нуждаются в предварительном нагреве, а также в предварительной и последующей термообработке.
К третьей группе относят стали, склонные в обычных условиях сварки к образованию трещин. При сварке их предварительно подвергают термообработке и подогревают. Кроме того, большинство сталей, входящих в эту группу, подвергают обработке после сварки.
К четвертой группе относят стали, наиболее трудно поддающиеся сварке и склонные к образованию трещин. Эти стали свариваются ограниченно, поэтому сварку их выполняют с обязательной предварительной термообработкой, с подогревом в процессе сварки и последующей термообработкой.
2. Углеродистые и низколегированные стали относятся к категории конструкционных сталей. Эти стали применяют в состоянии закалки и отпуска как материал повышенной прочности для изготовления деталей машин и конструкций. В нормализованном состоянии (закалка с охлаждением на воздухе) они имеют перлитную структуру и по этому признаку являются сталями перлитного класса.
Стали, одновременно легированные Сr, Мо и V, относятся к категории теплоустойчивых сталей (15ХМ, 15ХФ, 20Н2М и т. д.). По структуре в нормализованном состоянии теплоустойчивые стали могут быть перлитного и мартенситного классов.
Электродуговая сварка углеродистых и легированных сталей ведется электродными материалами, обеспечивающими необходимые механические свойства или теплоустойчивость наплавленного металла. Основная трудность при сварке углеродистых и легированных сталей заключается в закалке околошовиой зоны и возможности образования холодных трещин.
Для предупреждения образования холодных трещин рекомендуется:
1) производить подогрев изделий до температур 100…300°С;
2) заменять однослойную сварку многослойной; при этом сварку ведут валиками небольшого сечения по неостывшим (ниже 100…300°С) нижним слоям металла;
3) применять для сварки электроды с покрытием основного типа, перед сваркой необходимо производить прокалку электродов при 400…450° С в течение нескольких часов, сварку ведут на постоянном токе обратной полярности;
4) производить отпуск изделий непосредственно после сварки до температуры 300°С и выше.
Контактная точечная сварка конструкционных сталей ведется на мягких режимах, т. е. с большим временем нагрева током и быстрым удалением заготовок из машины во избежание отвода тепла электродами. Контактная стыковая сварка этих сталей производится методом прерывистого оплавления, что обеспечивает подогрев деталей перед сваркой.
3. Высокохромистые стали, содержащие 12…28% Сr, обладают нержавеющими и жаропрочными свойствами. В зависимости от содержания хрома и углерода высокохромистые стыли но структуре в нормализованном состоянии делятся на ферритные (15X25, 15X28), феррито-мартенситные (20X13, Х14, 12X17) и мартенситные (20X13, 30X13, 40X13) стали.
Трудности при сварке ферритных сталей связаны с тем, что в процессе охлаждения в области высоких температур (около 1000°С) возможно выпадение карбидов хрома на границах зерен. Выпадение карбидов хрома является диффузионным процессом и имеет место в случае пребывания металла в зоне опасных температур свыше определенного периода времени. Выпадение карбидов хрома приводит к обеднению пограничных участков зерен и снижает коррозионную стойкость стали. С целью предупреждения указанных выше явления при сварке этих сталей необходимо:
1) производить сварку при малых погонных энергиях, т. е. применять пониженные значения тока и накладывать валики малого сечения с целью обеспечить большие скорости охлаждения при сварке;
2) вводить в сталь и наплавленный металл сильные карбидообразователи (Ti, Сr, Zr, V), способные связать углерод в собственные карбиды;
3) производить отжиг после сварки при 900°С для выравнивания содержания хрома в зернах и на границах.
При сварке феррито-мартенситных и мартенситных сталей основная трудность заключается в закалке шва и околошовной зоны и образовании холодных трещин. Для предупреждения трещин эти стали сваривают с подогревом до 200…300°С.
Введение в хромистую сталь (18% Сг, 8% Ni) переводит ее из ферритного класса в аустенитный. По сравнению с ферритными сталями аустенитные обладают более высоком коррозионной стойкостью и жаропрочностью. При сварке нержавеющих сталей типа 18-8 (18% Сr и 8% Ni) возможно выпадение карбидов хрома по границам зерен при продолжительном пребывании металла в зоне температур 500…800°С и возникновение склонности к межкристаллитной коррозии. Для получения коррозионно-стойких сварных соединений необходимо применять следующие меры:
1) вести сварку при малых погонных энергиях с теплоотводящими медными подкладками и водяным охлаждением;
2) вводить в сталь и шов карбидообразующие элементы и снижать содержание углерода;
3) производить закалку после сварки с 1600°С. Повышение содержания хрома до 25% и никеля до 20% обеспечивает стойкость стали против коррозии в высокотемпературной газовой среде и концентрированных кислотах. При сварке аустенитных сталей этого типа металл шва склонен к образованию крупнокристаллической первичной структуры и возникновению горячих трещин. Для уменьшения образования горячих трещин необходимо:
1) применять специальную аустенитную сварочную проволоку (Св. Х25Н15Г7ВЗ, Х25Н15Г7Ф), основные электродные покрытия и флюсы;
2) вести сварку па небольших токах и пониженном напряжении, чтобы получать широкие и выпуклые (но не вогнутые) сварные швы;
3) в отдельных случаях полезно применять подогрев до 300…400°С.
Аустенитные хромоникелевые стали хорошо свариваются контактной сваркой. Точечную и шовную сварку производят на пониженных плотностях тока, так как эти стали обладают высоким удельным сопротивлением и при повышенном давлении, поскольку они отличаются значительной прочностью при высоких температурах.
Диффузионная сварка позволяет сваривать жаропрочные сплавы на никелевой основе, аустенитные хромоникелевые сплавы при температурах значительно ниже температуры плавления. В этом случае отсутствуют процесс первичной рекристаллизации металла и опасность возникновения горячих трещин.
Оптимальные режимы при диффузионной сварке в вакууме сплава ХН75МБТЮ: t = 1150…1175°С, р = 2,5…3,0 кгс/мм2, τ = 6 мин, вакуум 1·10-4 мм рт. ст. Полученные соединения практически имеют механические свойства основного материала.
Отсутствие зоны термического влияния, а также простота технологии соединения, отсутствие трещин, коррозии, необходимости в последующем термической обработке, простота и дешевизна процесса делают его весьма перспективным для сварки соответствующих изделий из жаропрочных и жаростойких сталей и сплавов.
4. Серый чугун относится к категории ограниченно свариваемых сплавов. Серый чугун сваривают с целью исправления дефектов литья и ремонта при наличии в деталях пор, раковин, трещин, отколов и т. п. Дуговая сварка холодного металла чугунными обмазанными электродами не обеспечивает хорошего качества сварных соединений. Металл шва и переходной зоны приобретает отбеленную структуру, а околошовная зона закаливается. Для устранения закалки и отбельной структуры необходим высокотемпературный длительный отжиг.
Горячая сварка чугуна производится с предварительным подогревом свариваемых деталей до температуры 400…600°С. Детали подогревают в нагревательных печах и в горнах с помощью древесного угля и воздушного дутья. Перед сваркой в деталях вырубают дефектные места и разделывают кромки, которые затем заформовывают с помощью графитных пластин и кварцевого песка, замешанного на жидком стекле.
Сварку ведут чугунными электродами диаметром 8…25 мм со стабилизирующей или специальной обмазкой. Ток выбирают из расчета 50…90 А на 1 мм диаметра электрода. Охлаждение сваренных деталей производят вместе с печью. Горячая сварка чугуна дает сварное соединение без твердых отбеленных и закаленных участков. Однако горячая сварка является дорогим и трудоемким процессом и применяется для ремонта уникальных деталей.
Холодная сварка чугуна производится стальными, медно-железными, медно-никелевыми электродами и электродами из аустенитного чугуна. При сварке стальными электродами наплавка валиков производится малоуглеродистыми электродами со стабилизирующей или качественной обмазкой. Сварка ведется при малых погонных энергиях электродами малых диаметров.
Медно-железные электроды состоят из медного прутка с оплеткой из жести или пучка из медных и стальных стержней. Электроды имеют специальное или стабилизирующее покрытие. Медно-никелевые электроды состоят из стержней из монель-металла (70% Ni, 28% Сu, остальные Fe) или мельхиора (80% Сu и 20% Ni) со стабилизирующей обмазкой. Применение медно-железных и медно-никелевых электродов позволяет получить наплавку, у которой отбеливание в переходной зоне наблюдается только и отдельных участках. Наибольшее применение имеют медно-железные электроды как более дешевые и обеспечивающие достаточную прочность металла шва.
Хорошие результаты получены при сварке чугуна с чугуном и чугуна со сталью диффузионной сваркой. Диффузионное соединение не требует специальной технологии и осуществляется на стандартном оборудовании. Благодаря отсутствию грата, шлака, короблений и деформаций не требуется последующая механическая и термическая обработка, отпадает необходимость в электродах, флюсах, защитных газах и припоях.
5.На свариваемость меди большое влияние оказывают содержащиеся в ней вредные примеси (О2, Н2, Bi, Pb). Кислород, находящийся в меди в виде закиси Cu2О, является причиной образования горячих трещин. Закись меди образует с медью легкоплавкую эвтектику (Cu2О – Сu) с температурой плавления 1064°С, которая располагается по границам кристаллитов сварного шва. В результате действия сварочных деформаций и напряжений шов может разрушаться по жидким прослойкам с образованием горячих трещин. Наличие сетки эвтектики по границам зерен делает шов хрупким и при комнатных температурах. Для расплавленной меди характерно сильное растворение газов, которые при затвердевании сварочной ванны могут вызнать пористость в случае относительно быстрого охлаждения и задержки процесса их выделении и атмосферу.
В настоящее время получили развитие ручная и автоматическая дуговая сварка меди угольным и металлическим электродами. При ручной сварке угольным электродом применяются присадочные прутки из оловянистой или кремнистой бронзы и флюсы, основной частью которых является бура. Сварка ведется длинной дугой на постоянном токе прямой полярности. Металлические электроды состоят из медного стержня, покрытого специальной обмазкой. Сварка металлическими электродами ведется короткой дугой па постоянном токе обратной полярности. Сварочный ток выбирают из расчета 50…60 А на 1 мм диаметра электрода; при большой толщине свариваемых листов применяют подогрев.
Автоматическую сварку угольным электродом ведут под слоем плавленого флюса, применяемого для сварки малоуглеродистых и легированных сталей. Присадочный материал в виде полосы из латуни укладывают на свариваемый стык. Цинк, входящий в состав латуни, является раскислителем медного сварного шва. Автоматическую сварку металлическим электродом ведут медной проволокой под слоем плавленого флюса.
Применение специальных керамических флюсов для автоматической сварки меди обеспечивает наряду с хорошим формированием сварного шва требуемые физические свойства.
Успешно применяется и настоящее время метод сварки меди в атмосфере защитных газов (аргон, азот или их смеси). Сварка ведется вольфрамовым электродом на постоянном токе прямой полярности. В качестве присадочного материала применяют прутки из меди, содержащей кремний, олово, марганец. Рекомендуется подогрев до 550°С.
Латуни являются сплавами меди, содержащими до 38% Zn. Основной трудностью при сварке латуни является испарение цинка. В результате испарения цинка латунный шов теряет свои свойства и возможно возникновение пор. Пары цинка ядовиты и требуют защиты сварщиков специальными масками (респираторами).
Дли сварки латуни применяют те же методы, что и для сварки меди. Однако при этом используют ряд приемов с целью сокращения испарения цинка. Газовую сварку латуни производят с применением газового флюса. При этом способе в пламя горелки вместе с ацетиленом подают пары боросодержащих жидкостей. Образующийся на поверхности сварочной ванны борный ангидрид связывает окислы цинка и образует сплошной слой шлака. Шлак препятствует выходу паров цинка из сварочной ванны. Возможна также газовая сварка латуни окислительным пламенем, что приводит к появлению тугоплавкой пленки окиси цинка на поверхности сварочной ванны, препятствующей испарению цинка. Сварка ведется таким образом, чтобы не разрушить эту пленку. Во всех случаях ядро пламени удерживается на удалении от сварочной ванны и направляется на присадочный пруток. Сварка ведется с большой скоростью.
При сварке угольной дугой в качестве присадочного материала применяют кремнистые и марганцовистые бронзы или латунь с повышенным содержанием цинка. Дуга зажигается и поддерживается не на основном металле, а на конце присадочного прутка. Сварка металлическими электродами со специальными покрытиями ведется очень короткой дугой без колебаний конца электрода. Почти все методы сварки латуни не обеспечивают необходимое качество сварных швов. Исключение составляют газоэлектрическая и автоматическая сварка под керамическим флюсом.
Латунь можно успешно сваривать с помощью контактной сварки, поскольку электропроводность и теплопроводность латуни приблизительно такие же, как и у малоуглеродистой стали.
Большинство бронз является литейными материалами и сварка их применяется только с целью заварки дефектов или ремонта. Наиболее широко применяется дуговая сварка металлическим электродом. Электроды для сварки бронз представляют собой стержень, близкий по составу к основному металлу, с нанесенным на него специальным покрытием. Сварку оловянных бронз рекомендуется вести быстро, чтобы не вызвать перегрев основного металла, так как при перегреве возможно выплавление легкоплавкой составляющей.
Сварка алюминия затруднена вследствие наличия на поверхности прочной и тугоплавкой пленки окисла А12О3, плавящейся при 2050°С. Пленка окиси покрывает также капли расплавленного металла и препятствует сплавлению их между собой и основным металлом. Только применение активных флюсов позволяет растворить этот окисел и обеспечить условия для нормального формирования сварного шва. Все флюсы и обмазки для сварки алюминия и его сплавов состоят из смеси хлористых и фтористых солей щелочноземельных металлов (NaC1, KC1, LiF и т.п.).
Алюминий можно сваривать различными способами дуговой и газовой сварки. При ручной дуговой сварке металлическим электродом применяют прутки того же состава, что и свариваемый металл, с обмазкой из смеси хлористых и фтористых солей. При низкой температуре плавления (657°С) алюминий имеет высокую теплопроводность и большую теплоту плавления и для его сварки необходимо применению Электрической дуги относительно большой мощности. Сварка ведется на постоянном токе обратной полярности.
Автоматическая сварка металлическим электродом производится полуоткрытой дугой по слою флюса. Для формирования корня шва применяют медные и железные прокладки. Необходимо иметь в виду, что при температурах 400…500°С алюминий имеет низкую прочность и нагретое сварное соединение может разрушиться под действием собственной массы. В таких случаях наличие подкладок является полезным.
Наиболее широко применяется сварка алюминия и его сплавов в защитных газах. Листы толщиной 0,5…10 мм сваривают неплавящимся вольфрамовым электродом с присадочным материалом, листы большой толщины – плавящимся металлическим электродом. Толстые листы и литьё рекомендуется подогревать до 400°С. Способы сварки в защитных газах дают более высокое качество сварных швов по сравнению с другими способами дуговой сварки.
Сварка сплавов алюминия с магнием и цинком (АМг и АМц) не вызывает затруднений и производится теми же способами, что и сварка алюминия. Исключение составляют дюралевые сплавы, представляющие собой сплавы алюминия и меди. Эти сплавы термически упрочняются закалкой и последующим старением. В результате старения значительно повышается прочность и твердость сплавов. Нагрев свыше 500°С приводит к оплавлению и окислению границ зерен, вследствие чего происходит резкое снижение механических свойств. Свойства перегретого дюралевого сплава не могут быть восстановлены никакой термической обработкой. Таким образом, сварка дюралей связана с разупрочнением зоны термического влияния на 40…50%. При сварке дуралюмина в атмосфере защитного газа также происходит снижение прочности, однако термообработкой можно восстановить прочность до 80…90% от прочности основного металла.
Алюминий и некоторые его сплавы удовлетворительно сваривают контактной сваркой. Дли точечной контактной сварки алюминия, обладающего высокими электропроводностью и теплопроводностью, необходима большая мощность тока при очень коротком времени его протекания. Стыковая сварка ведется методом оплавления при повышенной плотности сварочного тока.
Хорошо сваривается алюминий диффузионной сваркой при оптимальном режиме: t = 500°С, р=1 кгс/мм2, τ = 10 мин, вакуум 1 · 10-5 мм рт. ст.
Сварка титана производится в атмосфере защитных газов с дополнительной газовой защитой корня и еще не остывшего участка шва до температуры 400°С. Титановые сплавы склонны к образованию холодных трещин при сварке. Сильное влияние на образование трещин оказывают газы – водород и кислород. Допустимое содержание этих газов составляет: водорода 0,01%, кислорода 0,15%. Перед сваркой проволоку и металл подвергают дегазации.