Тема 2.3.2 Прессование, сущность процесса. Виды прессования
Рис. 28 Прокатный стан
Рис.27
Рис.25 Рис.26
Классификация прокатных станов.
Инструмент для прокатки. Основные части прокатного стана, принцип его работы.
Продукция прокатного производства и ее применение. Сортамент проката.
Сущность продольной, поперечной и поперечно-винтовой прокатки.
5. Основные операции технологического процесса прокатки сортового и листового проката, труб.
1. Прокатка – процесс обжатия заготовки между вращающимися валками с целью придания ей требуемой формы и размеров. Существуют три основные вида прокатки: продольная (для сортовых и фасонных профилей), поперечная и поперечно-винтовая (для тел вращения), При продольной прокатке (рис. 25) валки вращаются в разные стороны, деформируя заготовку, толщина (высота) h0 которой уменьшается, а длина и ширина увеличиваются.
Валки для прокатки отливают из отбеленного чугуна или выковывают из углеродистой или легированной стали. Их делают гладкими (применяют при прокатке листов), или калиброванными с ручьями (канавками) по окружности (для сортового и фасонного проката). Профиль, составленный смежными ручьями двух валков, называют калибром. При поперечной прокатке (рис. 26, а) валки 1вращаются в одном направлении и оси их параллельны, а заготовка 2 деформируется ими при вращении вокруг своей оси.
Методом поперечной прокатки получают, например, зубчатые колеса и звездочки цепных передач на специальных станках с зубчатыми валками.
Поперечно-винтовая (косая) прокатка широко применяется при производстве бесшовных труб из сплошной заготовки (рис. 26, б). Валки 1 вращаются в одном направлении, а оси их расположены под некоторым углом, поэтому заготовка 2 при обработке не только вращается, но также и перемещается вдоль своей оси. Для получения правильной формы и гладкой поверхности отверстия трубы (гильзы) в зоне образования отверстия устанавливается оправка 3. Прокатные станы различают по назначению, количеству валков в клети, количеству клетей и схеме их расположения.
2.Прокатка характеризуется непрерывностью воздействия инструмента на металл и, как следствие этого, отличается весьма высокой производительностью. Во многих случаях она позволяет получать заготовки, приближающиеся по форме и размерам к готовым изделиям, а для таких отраслей народного хозяйства, как строительство и транспорт, прокаткой получаются готовые элементы сооружений. Современное прокатное производство не только дает продукцию в виде заготовок большой длины того или иного профиля, но и позволяет получать штучные заготовки с минимальными припусками на механическую обработку.
Сортамент стального проката можно разделить на следующие основные группы: сортовой прокат, листовой прокат, трубы и профили специального назначения.
Наиболее обширной является группа сортового проката (круглая, квадратная, шестигранная, полосовая, угловая сталь, швеллеры, двутавры, рельсы и др.). На рис. 27 приведены виды сортового проката общего назначения: 1 – квадратный; 2 – круглый; 3 – полосовой; 4 – угловой; 5 – двутавровый; 6 – швеллерный; 9 – тавровый и некоторые виды сортового проката специального назначения – 7 и 8 – рельсовый; 10 – шпунтовый; 11 – полоса для башмаков гусениц тракторов; 12 – полоса для ободьев колес автомобилей.
Листовая сталь делится на тонколистовую и толстолистовую.
Трубы выпускаются бесшовные (горяче- и холоднокатаные) и шовные (сварные). Кроме круглых, производятся трубы других сечений (шестигранные, квадратные и др.).
Для массового производства изготавливаются специальные виды проката: профили транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, бандажи, колеса, периодические профили.
3.Прокатка осуществляется на прокатных станах.Прокатный стан (рис. 28) состоит из следующих основных узлов и механизмов: одной или нескольких клетей 1 с валками 2,электродвигателя 8,моторной муфты 7,редуктора 6, коренной муфты 5,шестеренной клети 4 и шпинделей 3. Эти механизмы являются элементами главной линии прокатного стана.
Рабочая клеть является основной частью прокатного стана, предназначенной для деформирования металла. Она состоит из двух станин, устанавливаемых на плитовинах и закрепляемых на фундаменте. Станины скрепляются между собой стяжными болтами и поперечиной. В рабочей клети располагаются прокатные валки, подушки с подшипниками для валков и вспомогательные механизмы для подъема и установки валков.
Шестеренная клеть служит для разделения крутящего момента по отдельным валкам, если привод осуществляется от одного общего двигателя.
Помимо перечисленных механизмов, входящих в главную линию прокатного стана, имеется ряд вспомогательных механизмов, предназначенных для транспортировки исходного материала к рабочей клети, кантовки, уборки после прокатки, резки, правки, свертывания в рулон и т. д.
Рабочим инструментом для прокатки являются прокатные валки. Прокатные валки обжимают заготовку и придают ей требуемую форму. Валок (рис.29) состоит из рабочей части или бочки 3 диаметром D и длиной L,двух опор или шеек 2 диаметром d и длиной l, при помощи которых валок
крепится в подшипниках, и двух трефов 1 для соединения валка со шпинделем при помощи Рис. 29 Прокатные валки
соединительной муфты. В некоторых случаях, когда валки соединяются с универсальными, а не трефовыми шпинделями, один конец валка выполняют в виде плоской лопасти. Валки станов разделяются на сортовые и листовые.
Сортовые валки (рис. 29, а)служат для прокатки различных профилей (круглых, квадратных, уголков, балок, рельсов и т. д.) и заготовок (квадратных или круглых). На поверхности бочек этих валков вытачивают ручьи, соответствующие профилю прокатываемого металла. Ручьи верхнего и нижнего валков, соответствующим образом расположенные один над другим, образуют калибры; поэтому сортовые валки называют калиброванными.
Листовые валки (рис. 123, б) предназначены для прокатки листов, полос и лент. Бочки этих валков имеют гладкую цилиндрическую форму, слегка вогнутую для горячей прокатки листов и выпуклую для холодной.
Диаметр и длину бочки валка выбирают с учетом его прочности. На практике принимают следующие соотношения между длиной и диаметром бочки валка: для обжимных станов L = (2,2…2,7)D,сортовых L = (1,5…2,5)D, толстолистовых L = (2,2…2,8)D, станов кварто Lp= (2,5…4,0)D и Lоп= (1,3…2,5)D.
Валки различают литые и кованые. Валки отливают из стали и чугуна. Кованые валки изготовляют только из стали. При горячей прокатке листов и в чистовых клетях сортовых станов применяют чугунные валки с отбеленной поверхностью; в обжимных станах и черновых клетях сортовых станов – стальные.
4. Прокатные станы разделяются по количеству и расположению валков в рабочей клети, по назначению и расположению рабочих клетей. По первому признаку различают клети дуо (рис. 29, а), имеющие дна горизонтальных валка, клети трио (рис. 29, б), имеющие три валка, клети кварто (рис. 29, в),имеющие два опорных валка 1 и два рабочих валка меньшего диаметра 2, клети многовалковые (рис. 29, г),имеющие два рабочих валка небольшого диаметра и большое количество опорных валков, и клети универсальные (рис. 29, д),в которых одновременно имеются и горизонтальные и вертикальные валки.
Клети дуо могут быть нереверсивными и ревер-сивными (с меняющимся направлением вращения валков после каждого пропуска металла между ними). Нереверсивные Рис. 29
клети используются при прокатке тонких листов и лент, реверсивные – при прокатке профилей крупных размеров, в блюмингах, слябингах, а также у толстолистовых, рельсобалочных и других станов.
В клети трио прокатка производится в обе стороны без реверсирования валков. В одну сторону прокатка идет между нижним и средним валком, в другую – между средним и верхним. Эти клети требуют установки дорогостоящих подъемных столов.
Клети кварто широко применяются для горячей прокатки толстых и тонких листов, а также для холодной прокатки тонких листов и лент. Они позволяют получить большую точность листа по толщине из-за отсутствия прогиба валков (усилие деформации – воспринимается опорными палками большого диаметра).
Многовалковые клети применяются для холодной прокатки тончайшей ленты.
По назначению станы разделяются на два основных типа: 1) станы для прокатки полупродукта, являющегося исходной заготовкой для сортового проката и частично для кузнечного производства; 2) станы для выпуска готового проката.
К первому типу относятся блюминги и слябинги (диаметр валков 800…1400 мм)для прокатки слитков весом 2…25 т в полупродукт крупного сечения и заготовочные станы (диаметр валков 450…800 мм)для получения полупродукта меньшего сечения. На блюмингах получаются блюмы – полупродукт для производства сортового проката, на слябингах – слябы (полупродукт для производства листового проката). Блюмы имеют сечение 200х200 и 350х350 мм,слябы – толщину 65…300 мми ширину 600…1600 мм.
Ко второму типу относятся: рельсобалочные станы, для производства рельсов и тяжелых балок; крупно-, средне- и мелкосортные станы для сортового проката различных размеров; проволочные станы для прокатки проволоки диаметром 5…10 мм; листовые и трубные станы, станы для специальных видов проката.
Станы одного и того же назначения могут различаться как по конструкции, так и по расположению рабочих клетей. Они могут быть одноклетьевыми и многоклетьевыми. В последнем случае клети могут располагаться в одну или в несколько липни, а также последовательно. Наиболее совершенными станами подобного типа являются непрерывные,длина которых меньше длины прокатываемой полосы, поэтому прокатка может выполняться в нескольких или во всех клетях одновременно.
5.Технологическая схема современного прокатного производства содержит следующие обязательные элементы: подготовка исходного материала, нагрев его, прокатка и отделка.
Слитки, поступающие в прокатный цех, проходят операцию зачистки – удаления поверхностных дефектов (плены, трещины, волосовины): вырубания их пневматическими зубилами, выжигания кислородно-ацетиленовым пламенем, зачистки абразивным кругом, а в отдельных случаях обработкой на металлорежущих станках.
Весьма ответственной операцией является нагрев слитков в колодце блюмов, слябов и заготовок – в методических печах. Поэтому контроль режима нагрева производится автоматически.
В процессе прокатки необходимо контролировать размер и форму получаемого профиля. Наиболее распространенными профилями сортового проката являются квадрат, круг, угловая сталь. Прокатка их ведется из заготовок, полученных на блюмингах и заготовочных станах.
Листовой металл выпускается в виде толстого (свыше 4 мм)и тонкого (до 4 мм)листа или ленты. В качестве исходного материала при прокатке толстых листов используют слябы, а для изготовления листов толще 50 мм и весом более 8…10 т – тяжелые слитки. Прокатка ведется на двухклетьевых последовательных станах, у которых одна клеть черновая, вторая – чистовая.
В процессе прокатки особое внимание уделяется удалению окалины,иначе она может вдавиться в поверхность листа и ухудшить его качество. Наилучшим способом является гидроочистка. С этой целью на клетях устанавливаются сопла для подачи воды на лист под давлением до 100 ати.
После прокатки и контроля листы режутся на нужный размер.
Тонкие листы изготавливаются прокаткой в горячем и холодном состоянии. Горячекатаные тонкие листы прокатываются из слябов на непрерывных, полностью автоматизированных станах, производительность которых достигает 250 т/ч. Эти станы имеют черновые и чистовые группы рабочих клетей кварто и самостоятельные клети с вертикальными валками для обжатия боковых кромок. Прокатный металл сматывается в рулоны.
Горячекатаный металл в рулонах либо поступает на дальнейшую прокатку в холодном состоянии, либо подвергается отделочным операциям – резке на требуемый размер, нормализации и снятия наклепа, травлению для удаления окалины. Отожженный и протравленный листовой материал называется декапированным.
Прокаткой в холодном состоянии получают тонкий лист для автомобильной, тракторной, консервной промышленности и др.
При производстве бесшовных труб первой и основной операцией является прошивка слитка или заготовки с образованием гильзы. Прошивка выполняется на прошивных станах с косо расположенными валками (рис. 30, а) либо на прессах. В первом случае заготовка подается в валки, расположенные под углом 8…10° друг к другу и вращающиеся в одну сторону. При такой схеме в осевой части заготовки создаются радиальные растягивающие напряжения, разрыхляющие металл и облегчающие прошивку отверстия оправкой, устанавливаемой на пути движения заготовки.
Прошитая гильза поступает либо на непрерывный трубопрокатный стан, либо на стан пилигримовой прокатки.
В первом случае гильза прокатывается на длинной оправке в стане, имеющем 7…9 рабочих клетей с круглыми калибрами. После прокатки и извлечения оправки труба может обрабатываться на калибровочном или редукционном стане.
Во втором случае гильза надевается на оправку и прокатывается между валками, имеющими ручей переменной ширины и высоты по окружности (рис. 30, б). Валки вращаются в разные стороны навстречу движению заготовки. При вращении размер калибра в свету все время меняется. При максимальном размере образуется холостой калибр, размеры которого больше диаметра гильзы. В этот момент происходит подача гильзы на шаг (20…30 мм).При повороте валков размер калибра постепенно уменьшается и происходит обжатие гильзы до необходимого диаметра. На части окружности размеры постоянны. Это полирующая часть калибра, обеспечивающая выравнивание диаметра и толщины стенки трубы. После полного оборота происходит раскрытие холостого калибра и очередная подача гильзы на шаг. При прокатке па пилигримовом стане остается недокатанный участок гильзы, который отрезается на пиле.
Сварные трубы изготавливаются печной, газовой, электрической и электрогазовой сваркой из мерной полосы – Рис.30
штрипса, длина которой равна длине трубы, ширина – длине окружности трубы с припуском на сварку и толщина – толщине стенки трубы. Наиболее широко применяется печная и электрическая сварка.
При печной сварке нагретый до 1300…1350°С штрипс протягивается через сварочную воронку. В воронке происходит полное свертывание штрипса в трубу и сваривание кромок под действием высокого давления. В качестве оборудования применяются цепные и непрерывные валковые станы.
При электросварке заготовку формуют в трубу без нагрева на формовочных непрерывных станах дуо и затем сваривают в трубосварочном стане, где кромки заготовки сближаются и сжимаются. Ток, подводимый к заготовке, нагревает стык до температуры сварки. При получении толстостенных труб среднего и большого диаметра применяется электродуговая сварка под слоем флюса.
Вопросы:
1. Сущность прямого и обратного методов прессования прутков, профилей, труб. Схемы прессования.