Интуиция и вера

Традиция и авторитет

Здравый смысл и вкус

Интуиция и вера

Традиция и авторитет

Раздел 9. Контекстуальная аргументация

 

 

В зависимости от того на какую аудиторию распространяется воздействие аргументации, все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.

Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам аргументации относятся рассмотренные ранее многообразные способы теоретической и эмпирической аргументации.

Контекстуальная аргументация эффективна в определенной аудитории и охватывает аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и т.д.

В некоторых случаях универсальная аргументация характеризуется как «рациональная», а контекстуальная – как «нерациональная» или даже как «иррациональная».

 

 

Из всех контекстуальных аргументов наиболее употребительным и наиболее значимым является аргумент к традиции.

Традиция представляет собой анонимную, стихийно сложившуюся систему образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей.

Обращение к традиции для поддержки выдвигаемых положений – обычный способ аргументации в обществах, где господствует традиционализм, и где традиция ставится, если не выше разума, то по меньшей мере наравне с ним. В обществах и сообществах с жесткой структурой аргумент к традиции является одним из самых весомых и убедительных

Аргумент к традиции неизбежен во всех тех научных рассуждениях, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя.

Обращение к традиции – обычный способ аргументации в морали. Наши установки и поступки в значительной степени определяются традицией. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от традиции, неизбежно являются декларативными и не имеющими никаких практических последствий.

Повседневная жизнь во многом опирается на традицию, и апелляция к ней – стандартный прием практической аргументации.

Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или действие лица, прекрасно зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками. Традиция складывается стихийно и не имеет автора, авторитетом же является конкретное лицо.

В серьезных доказательствах всегда прибегают к ссылкам на авторитетные источники в качестве исходного пункта и надежной поддержки.

Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения, прежде всего, путем поиска и комбинирования цитат и изречений, принадлежащих признанным авторитетам.

Мышления безпредпосылочного, опирающегося только на себя, не существует. Всякое мышление исходит из определенных, явных или неявных, анализируемых или принимаемых без анализа предпосылок, ибо оно всегда опирается на прошлый опыт и его осмысление. Но предпосылочность теоретического мышления и его авторитарность не тождественны. Авторитарность - тот особый, крайний, так сказать, вырожденный случай предпосылочности, когда функцию самого исследования и размышления пытаются почти полностью переложить на авторитет.

Авторитарное мышление, грешащее неумеренными и некритическими ссылками на признанные авторитеты, довольно широко распространено в обыденной жизни, средствах массовой информации, рекламе. Одной из причин является то, что человек не способен не только жить, но и мыслить в одиночку. Он остается «общественным существом» и в сфере мышления: рассуждения каждого человека в той или иной мере опираются на рассуждения других людей.

 

 

Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути.

Интуитивная аргументация представляет собой ссылку на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения. Интуиция близка к вере.

Вера – глубокое, искреннее, эмоционально окрашенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции.

Вера вынуждает принимать какие-то положения за достоверные и доказанные без критики и обсуждения. Как и интуиция вера субъективна, но в отличие от интуиции вера затрагивает не только разум человека, но и его эмоции; нередко она овладевает полностью душою человека и проявляется как определенная психологическая расположенность, способная определить поведение человека.