Простые суждения

 

Среди простых суждений выделяют атрибутивные суждения, суждения об отношениях и суждения существования.

Суждения, отражающие связи предметов и их признаков, называются атрибутивными суждениями. Всякое атрибутивное суждение имеет субъект, предикат и связку.

Субъект суждения — это понятие о предмете суждения.

Предикат суждения — это понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении.

Связка — это само утверждение или отрицание, мыслимое в предикате содержания.

Пример:

В суждении «Москва - столица России" понятие "Москва" - субъект суждения (S), понятие «столица России» - предикат суждения (Р), «есть" – связка.

Атрибутивные суждения выражаются формулой "S есть (не есть) Р".

 

Атрибутивные суждения делятся на виды по качеству и по количеству.

Найти количество суждения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта. По качеству связки ("есть" или "не есть") категорические суждения делятся на утвердительные или отрицательные.

Признаком, указывающим на то, что суждение является общеутвердительным (А), может служить слово «каждый», «всякий», «любой» и т.п., стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом.

Признаком общеотрицательного суждения (Е) может служить слово «ни один», стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом.

Слова «некоторые», «часть», «большинство», «обычно», «порой», «иногда» и т.п. показывают, что данное суждение частное. Слова «вообще», «как правило» также являются обычным признаком того, что данное суждение частное. Например: «Спортсмены, как правило, физически хорошо подготовленные люди» означает, что в большинстве своем спортсмены физически хорошо развиты.

Часто бывает, что ни одного из перечисленных «опознавательных» слов в предложении нет. Это, однако, не означает, что нельзя определить количество суждения. Для этого нужно попытаться приставить к слову, обозначающему субъект, слово «каждый» или «ни один»; если при этом смысл суждения сохранится, тогда оно общее; если же смысл суждения нарушится, оно частное.

Пример: «Книга - могучее орудие воспитания». Проверяем: «Всякая книга — могучее орудие воспитания». Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное.

Сказанное выше относится к суждениям, у которых субъект — понятие общее. Если же субъект — понятие единичное, то и суждение будет единичным.

Таким образом, чтобы найти количество суждений, необходимо:

1) найти субъект и предикат;

2) исследовать его путем прибавления к предложению слов (каждый),

если суждение утвердительное (или ни один), если оно отрицательное;

3) привести его к одной из следующих логических форм:

а) всякое S есть Р— (А)— общеутвердительное суждение;

б) ни одно S не есть Р— (Е)— общеотрицательное суждение;

в) некоторые S суть Р—(I)— частноутвердительное суждение;

г) некоторые S не суть Р—(О)— частноотрицательное суждение,

где S — субъект суждения, Р — предикат суждения.

 

Появление латинских литер (букв) для обозначения количества и качества суждений восходит к средним векам, когда были изобретены буквенные обозначения этих четырех видов суждений. Они происходят от названий гласных букв, входящих в латинские слова affirmo – "утверждаю" и nego – "отрицаю".

Общеутвердительные суждения получили свое название от первой гласной слова affirmo – А. Частноутвердительные – от второй гласной этого же слова - I.

Соответственно общеотрицательные получили свое название от первой гласной слова –nego – Е. Частноотрицательные – от второй гласной – O.

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер взаимосвязи субъекта и предиката. Если связка выражена глаголом без частицы «не», то суждение является утвердительным, в противном случае оно отрицательное.